«Внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль в системе противодействия коррупции»



Внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений является контрольной деятельностью Федерального казначейства, органов государственного (муниципального) финансового контроля, являющихся соответственно органами (должностными лицами) исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местных администраций, финансовых органов субъектов Российской Федерации (муниципальных образований).

Органом исполнительной власти Приморского края, реализующим полномочия по осуществлению внутреннего государственного финансового контроля, является департамент государственных программ и внутреннего государственного контроля Приморского края.

В целях повышения эффективности, оптимизации и соблюдения единой политики процесса осуществления контрольной деятельности, департаментом проводится работа с органами внутреннего муниципального финансового контроля:

- направлены методические рекомендации по организации и осуществлению внутреннего муниципального финансового контроля;

- регулярно проводится консультационная работа по вопросам внутреннего муниципального финансового контроля;

- проводится анализ лучших практик применения законодательства о контрактной системе;

- осуществляется анализ результатов проверок, проведённых органами внутреннего муниципального финансового контроля и на основании поступивших материалов возбуждаются дела об административных правонарушениях;

- осуществляется ведение реестра органов финансового контроля в муниципальных образованиях.

Так, в 1 полугодии 2017 года осуществление внутреннего муниципального финансового контроля обеспечено только в 27 муниципальных районах, что составляет 79% от общего числа муниципальных районов, что на 2 муниципальных района меньше чем в аналогичном периоде 2016 года. В Кировском муниципальном районе внутренний муниципальный финансовый контроль не проводится по причине вакантных должностей, в аналогичном периоде 2016 года контроль не проводился в 5 муниципальных районах.

Основными проблемами действенности системы государственного (муниципального) финансового контроля является недостаточная ориентация на достижение эффективности бюджетных расходов, нежелание проведения ведомственного контроля, отсутствие современной системы внутреннего финансового контроля, недостаточно высокий уровень качества управления государственными финансами.

Решение этих проблем, прежде всего, зависит от создания и эффективного функционирования системы финансового контроля, неотъемлемой частью которого является организация действенного внутреннего контроля и аудита.

С целью оценки надёжности и эффективности бюджетных процедур, непосредственно влияющих на качество исполнения бюджета, департаментом проводится анализ осуществления главными администраторами средств краевого бюджета внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита.

По итогам мониторинга внутренний финансовый аудит, в 1 полугодии 2017 года осуществлялся всего 39% главными администраторами бюджетных средств от общего числа главных администраторов, данные обстоятельства не позволяют в полной мере достичь целей внутреннего финансового аудита, а именно:

- произвести оценку надежности внутреннего финансового контроля;

- подтвердить достоверность бюджетной отчетности и соответствие порядку ведения бюджетного учета;

- подготовить предложения о повышении экономности и результативности использования бюджетных средств.

Наличие, прежде всего, эффективной системы внутреннего контроля является ключевым механизмом в системе финансового контроля с точки зрения минимизации бюджетных рисков, в том числе и коррупционных.

Правильно и рационально организованная система внутреннего финансового контроля позволяет участникам бюджетного процесса получать оперативную, опережающую информацию для своего внутреннего потребления и в максимально сжатые сроки устранять недостатки и недочеты. При этом минимизируются риски негативных последствий для руководителей этих организаций при прохождении контрольных процедур, осуществляемых органами финансового контроля.

Закон о контрактной системе существенно расширил структуру контролирующих органов в сфере государственных и муниципальных закупок, включив в нее органы, осуществляющие кассовое обслуживание, и органы внутреннего государственного финансового контроля.

Положения статьи 99 Федерального закона №44-ФЗ обеспечивает четкое распределение контрольных полномочий как по горизонтали (определены сферы контроля каждого контрольного органа), так и по вертикале (контроль в отношении закупок для обеспечения федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд), не допуская дублирования деятельности.

Согласно пункта 8 статьи 99 Федерального закона №44-ФЗ к полномочиям Департамента, относятся:

1) соблюдения требований к обоснованию закупок, предусмотренных статьей 18 настоящего Федерального закона, и обоснованности закупок;

2) соблюдения правил нормирования в сфере закупок, предусмотренного статьей 19 настоящего Федерального закона;

3) обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), включенной в план-график;

4) применения заказчиком мер ответственности и совершения иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;

5) соответствия поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги условиям контракта;

6) своевременности, полноты и достоверности отражения в документах учета поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги;

7) соответствия использования поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги целям осуществления закупки.

Контрольные мероприятия проводятся в отношении планирования и исполнения государственных контрактов в целях установления законности составления и исполнения бюджета Приморского края в отношении расходов, связанных с осуществлением закупок, достоверности учета таких расходов и отчетности.

Опираясь на опыт проведения контрольных мероприятий, мы выделяем следующие зоны риска, в которых возможны проявления коррупции в сфере закупок:

Первое – это обоснование (начальных) максимальных цен контрактов.

При проведении проверок выявлены случаи, когда заказчиками для сопоставления рыночных цен запросы направляются потенциальным исполнителям, которые аффилированы между собой, что приводит к завышению начальных (максимальных) цен контрактов и в результате к неэффективному использованию бюджетных средств.

Так, в ходе проверки КГБУЗ «Черниговская ЦРБ» установлены факты приобретения продуктов питания по завышенным ценам у поставщиков с одним и тем же учредителем, кроме того, при формировании НМЦК лекарственных препаратов используются коммерческие предложения 5 организаций 4 из которых расположены по одному юридическому адресу и имеют схожие номера лицензий, единую дату и как следствие приобретение товара осуществлялось учреждением значительно выше среднерыночных в регионе, материалы контрольных мероприятий направлены в правоохранительные органы.

При проверке департамента образования и науки Приморского края установлено, что формирование НМЦК на обеспечение квартирами детей – сирот осуществлялось с использованием объявлений благоустроенных квартир в территориальной близости к центру муниципального образования, а закупались самые невостребованные на рынке недвижимости жилые помещения практически без снижения НМЦК, что естественно привело к неэффективному расходованию бюджетных средств, выделенных на эти цели.

Второе - незаконные внесения изменения в заключенный контракт в части увеличения объема авансирования, увеличения срока поставки, создающие привилегированное положение контрагенту.

Так, в ходе осуществления контрольных мероприятий в 2017 году установлены 13 фактов изменения существенных условий государственных контрактов в том числе, департаментом транспорта и дорожного хозяйства Приморского края внесены изменения по 3 государственным контрактам на выполнения работ по содержанию автомобильных дорог в части установления, не предусмотренного документацией авансирования в размере 20%.

В КГБУЗ «Дальнереченская ЦРБ» заказчиком продлены сроки поставки нефтепродуктов с I на II полугодие 2017 года.

По результатам проверок вынесены постановления о назначении административных наказаний в отношении должностных лиц объектов проверок.

Третье - неприменение штрафных санкций к исполнителю контракта за его ненадлежащее исполнение.

В настоящее время банковская гарантия — один из самых популярных видов обеспечительных мер:

- для заказчика по договору банковская гарантия является обеспечительной мерой надлежащего исполнения заказа, что приводит тем самым к минимизации его рисков;

- для исполнителя по договору предоставление банковской гарантии позволяет выйти на обширный рынок государственного заказа и крупных корпораций. Использование банковской гарантии вместо внесения денежных средств на депозит заказчика дает возможность исполнителю не отвлекать денежные средства из хозяйственного оборота;

- для банка, предоставляющего гарантию, преимущество заключается в получении дополнительного непроцентного дохода.

Вместе с тем, анализ использования обеспечительных мер, предусмотренных законодательством о контрактной системе и государственными контрактами показал, что заказчиками проводится, вяло текущая работа в данном направлении, а именно, по состоянию на 01.11.2017 года органы исполнительной власти за период 2016-2017 годов не воспользовались банковской гарантией на сумму 407 083,05 тыс. рублей, не смотря на наличие неисполненных контрактов в том числе:

- департамент градостроительства Приморского края 285 441,35 тыс. рублей;

- департамент транспорта и дорожного хозяйства Приморского края 119 722,89 тыс. рублей;

- департамент здравоохранения Приморского края 1 800,00 тыс. рублей;

- департамент лесного хозяйства Приморского края 118,80 тыс. рублей.

Немаловажную роль в системе организации контроля в сфере закупок за учреждениями отведена органам исполнительной власти Приморского края, осуществляющим ведомственный контроль.

В связи с отсутствием должного контроля со стороны ГРБС над подведомственными учреждениями работа по организации взыскания неустойки за невыполнение взятых на себя обязательств контрагентами также слабо выражена.

Постановлением Администрации Приморского края от 15.05.2014

№ 183-па утвержден порядок осуществления государственными органами Приморского края ведомственного контроля за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок в отношении подведомственных им заказчиков.

В настоящее время исполнение данного нормативно – правового акта носит формальный характер как по степени охвата подведомственных учреждений (7 материалов 2017 год), так и по качеству контрольных мероприятий (6 проверок, истек срок привлечения).

При поступлении в департамент материалов проверок для возбуждения дел об административных правонарушениях выясняется, что срок привлечения к ответственности истек, либо для объективного и всестороннего принятия решения по выявленным правонарушениям необходимо проведение дополнительных контрольных действий силами департамента, что влечет корректировку запланированных самостоятельных проверок.

Принимая во внимание, что общее количество государственных заказчиков, осуществляющих закупки за счет средств бюджета Приморского края составляет 210 организаций, органам исполнительной власти Приморского края имеющие подведомственные учреждения, осуществляющие закупки, необходимо применять в полном объеме вышеуказанный порядок для организации ведомственного контроля в сфере закупок.

Кроме того, в настоящее время распространена практика передачи органами исполнительной власти средств для организации конкурсных процедур подведомственным бюджетным учреждениям в рамках государственного задания и плана ФХД, которые заключают значительную часть договоров вне рамок Федерального закона №44-ФЗ, а контроль за их деятельностью практически отсутствует со стороны органов власти и фактически осуществляется негосударственными организациями и гражданами, и лишь при подаче данными субъектами жалобы подключаются непосредственно структуры, в полномочия которых входит предупреждение, выявление и пресечение нарушений антикоррупционного законодательства. Здесь необходимо отметить, что по данному вопрос уже частично проведена работа. В 2016 году внесены изменения в 15 статью 44 ФЗ в части обязательства унитарных предприятий осуществлять с 01.01.2017 года закупки только по 44 ФЗ.

Четвертое - осуществление заказчиками приемки невыполненных работ, поставленного товара.

Так, при осуществлении проверки строительства детского сада в

г. Дальнереченске заказчиком-управлением образования Дальнереченского городского округа произведена приемка и оплата фактически не выполненных работ на общую сумму 17 980,08 тыс. рублей.

По материалам проверки департамента, следственным отделом по

г. Дальнереченску возбуждено уголовное дело.

В ходе осуществления контрольных мероприятий в КГБУЗ «Кировская ЦРБ» установлено, что заказчиком приняты и оплачены работы по капитальному ремонту ФАПов в с. Антоновка и Комаровка подрядные работы по которым выполнены не в полном объеме.

Также, работы по замене лифтов в здании стационара приняты и оплачены в нарушении установленных экспертизой требований по безопасной эксплуатации 2-х лифтов.

Кроме того, аукцион на капитальный ремонт системы отопления поликлиники объявлен без замены радиаторов отопления, позже в ходе выполнения данных работ учреждением были приобретены недостающие элементы по завышенной стоимости простыми закупками у этого же подрядчика.

На основании проведенных проверок направлена информация курирующему вице-губернатору Приморского края и в отраслевой орган исполнительный власти для проведения мониторинга в отношении учреждений и принятия мер ведомственного контроля. Кроме того, материалы проверок отправлены в правоохранительные органы для рассмотрения вопроса по компетенции.

С целью снижения коррупционных рисков при закупке товаров предлагаем:

- органам исполнительной власти имеющих сеть подведомственных учреждений (здравоохранение) организовать работу по использованию подведомственными учреждениями совместных закупок. Считается, что в силу большего объема осуществляемой закупки такая конструкция позволяет обеспечить закупку заказчиками по меньшей (оптовой) цене, чем если бы они проводили каждый свою закупку самостоятельно;

- рассмотреть вопрос по централизованному внедрению и использованию контрольными органами автоматизированных систем по проверки контрагента на аффилированность, кредитоспособность компании, риски и ее взаимосвязи;

- руководителям организовывать своевременную проверку подведомственных учреждений за период деятельности не более 12 месяцев для установления возможности привлечения к административной ответственности по выявленным нарушениям;

- предусмотреть при формировании штатной численности в структуре заказчика более высокие должности для лиц, непосредственно участвующих в закупочном процессе.

Роль органов государственного финансового контроля в вопросах предупреждения коррупции – одна из ключевых. В дополнение к деятельности правоохранительных структур, работающих с фактами и событиями правонарушений, система внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля должна применять риск-ориентированный подход, то есть заранее предвидеть возможность появления коррупционных участков в работе органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, взять их на особый контроль и создавать механизм непрерывных улучшений в системе государственного управления.

Очевидно, что устранять причины негативных проявлений менее затратно, чем бороться с их последствиями.

Именно такой подход является наиболее востребованным в мировой практике государственного финансового контроля, и департамент намерен активно внедрять его в своей деятельности.

Спасибо за внимание!

Новости

17:30, 14 декабря Госслужащим напомнили о запрете дарить и принимать подарки
18:00, 08 декабря Более 400 делегатов собрались на антикоррупционную конференцию в Приморье
16:45, 07 декабря Журналистов – победителей антикоррупционного конкурса наградили в Приморье
14:00, 01 декабря Ряд учреждений здравоохранения Приморья проверят на адекватность закупок
18:15, 12 июля Антикоррупционный конкурс для молодежи проходит в Приморье
18:00, 12 июля Специальная программа позволит выявлять недобросовестных контрагентов при закупке лекарств в Приморье
09:30, 06 июня Педагогов Приморья учат навыкам антикоррупционного поведения
15:00, 21 апреля У госслужащих Приморья осталась неделя для подачи декларации
15:00, 29 марта Около тысячи приморцев получили бесплатную юридическую помощь в 2016 году
18:30, 02 февраля Итоги журналистского конкурса «СМИ против коррупции» подведут в Приморье на Медиасаммите