Ответы на наиболее часто задаваемые вопросы


Ответы на вопросы, поступившие в ходе публичного мероприятия

«Разъяснительная работа путем проведения публичного обсуждения результатов правоприменительной практики»

Вопрос 1. Как можно исправить выявленную самостоятельно ошибку в представленных декларациях?

Ответ: в соответствии с пунктом 20 Постановления Правительства Российской Федерации от 09.08.2012 № 815 «О представлении деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей, об объеме собранного винограда и использованного для производства винодельческой продукции винограда» при обнаружении организацией, индивидуальным предпринимателем, сельскохозяйственным товаропроизводителем, гражданином, ведущим личное подсобное хозяйство, в текущем отчетном периоде фактов неотражения или неполноты отражения необходимых сведений, а также ошибок (искажений), допущенных в представленной ранее декларации, организация, индивидуальный предприниматель, сельскохозяйственный товаропроизводитель, гражданин, ведущий личное подсобное хозяйство, представляют корректирующие декларации, содержащие сведения (дополнения), уточняющие сведения, содержащиеся в декларациях, представленных ранее.

Корректирующие декларации представляются до истечения срока подачи деклараций за квартал, следующий за отчетным кварталом, с обоснованием причин, вызвавших неполноту или недостоверность представленных сведений.

Представление корректирующих деклараций после срока, указанного выше возможно по решению Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка или уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации о возможности представления корректирующих деклараций, принятому по результатам рассмотрения заявления организации, индивидуального предпринимателя, сельскохозяйственного товаропроизводителя, гражданина, ведущего личное подсобное хозяйство, о представлении корректирующей декларации после установленного срока. Порядок представления указанного заявления и порядок принятия решения о возможности представления корректирующей декларации после установленного срока утверждены Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 20.06.2017 № 97н «Об утверждении Порядка представления заявления организации, индивидуального предпринимателя, сельскохозяйственного товаропроизводителя, гражданина, ведущего личное подсобное хозяйство, о представлении корректирующих деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей, об объеме собранного винограда и использованного для производства винодельческой продукции винограда после установленного срока и принятия решения о возможности представления корректирующих деклараций после установленного срока».

Вопрос 2. Порядок списания брака, боя, уничтожения товара в ЕГАИС?

Ответ: постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2015 № 1459 «О функционировании единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» утверждены Правила функционирования ЕГАИС. В соответствие с данными Правилами система ЕГАИС содержит информацию, в том числе сведения о списании продукции в случае брака или иных причин (подпункт 30 пункта 6 Правил).

Списание алкогольной продукции в случае брака, боя, порчи и иных причин в ЕГАИС производится:

1) для организаций, осуществляющих производство и оптовый оборот алкогольной продукции – в соответствии с разделом 5.4 Порядка представления в электронном виде заявок о фиксации в единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции информации об организации, осуществляющей производство и (или) оборот (за исключением розничной продажи) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, о продукции, об объеме производства и оборота продукции, о документах, разрешающих и сопровождающих производство и оборот продукции, подтверждений о фиксации и уведомлений об отказе в фиксации указанной информации, утвержденного приказом Росалкогольрегулирования от 21.05.2014 № 149.

2) для организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих розничную продажу алкогольной продукции – в соответствии с пунктом V приложения к приказу Минфина России от 15.06.2016 № 84н «Об утверждении форм и сроков представления в электронном виде заявок о фиксации в единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции информации об организации, осуществляющей розничную продажу алкогольной продукции, и индивидуальном предпринимателе, осуществляющем закупку пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи в целях их последующей розничной продажи, об алкогольной продукции, объеме розничной продажи алкогольной продукции, а также о документах, разрешающих и сопровождающих розничную продажу алкогольной продукции, а также форм и сроков представления подтверждения фиксации информации и уведомлений об отказе в фиксации информации в указанной информационной системе».

Данными нормативными актами определены формы заявок о фиксации в ЕГАИС информации о браке продукции, о списании продукции на прочие расходы, порядок и сроки представления данных заявок о фиксации в ЕГАИС.

Так, для организаций – производителей акт о браке продукции представляется организациями по месту их нахождения (по месту нахождения их обособленных подразделений), в течение рабочего дня после установления факта брака продукции.

Для организаций, осуществляющих закупку, хранение и поставки алкогольной продукции акт о списании продукции на прочие расходы представляется организациями по месту их нахождения (по месту нахождения их обособленных подразделений), в течение рабочего дня после списания продукции.

Для организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих розничную продажу алкогольной продукции, в том числи пива, пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи, заявка о фиксации в ЕГАИС информации об акте списания продукции представляется по месту нахождения организации (обособленных подразделений) или месту осуществления деятельности индивидуального предпринимателя не позднее следующего рабочего дня после дня списания продукции.

С 01.07.2018 введен поштучный учет алкогольной продукции, при котором списание алкогольной продукции также осуществляется в соответствии с вышеуказанными Порядками. Единственным существенным отличием станет то, что в отношении поштучной продукции становится обязательным указание цифровых идентификаторов во всех актах списания. В отношении остальной продукции изменений нет.

Следует отметить, что в случае установления нарушений, указанных Порядков, организация либо индивидуальный предприниматель несет ответственность в соответствии со статьей 14.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Вопрос 3. Как фиксировать сведения в ЕГАИС если в населенном пункте отсутствует доступ к сети «Интернет»?

Ответ: правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в Российской Федерации устанавливает Федеральный закон от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее – Федеральный закон № 171-ФЗ).

В соответствии с пунктом 2 статьи 8 Федерального закона № 171-ФЗ программно-аппаратные средства организаций, использующих оборудование для учета объема оборота (за исключением импорта) маркируемой алкогольной продукции, должны обеспечивать считывание с федеральных специальных марок и (или) акцизных марок двухмерного штрихового кода, содержащего идентификатор единой государственной автоматизированной информационной системы, а также прием и передачу информации об обороте (за исключением импорта) такой продукции.

Программно-аппаратные средства организаций, использующих оборудование для учета объема оборота этилового спирта, спиртосодержащей продукции, пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, а также индивидуальных предпринимателей, осуществляющих закупку пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи в целях последующей розничной продажи такой продукции, должны обеспечивать прием и передачу информации об обороте такой продукции.

Вместе с тем, в пункте 2.1 статьи 8 Федерального закона № 171-ФЗ определено, что требования об оснащении оборудования для учета оборота техническими средствами фиксации и передачи информации в ЕГАИС не распространяется на учет объема розничной продажи алкогольной продукции, осуществляемой в населенных пунктах, в которых отсутствует доступ к сети «Интернет», в том числе точка доступа, определенная в соответствии с Федеральным законом от 07.07.2003 № 126 «О связи» (точка доступа - средство коллективного доступа, предназначенное для предоставления неограниченному кругу лиц возможности пользования услугами связи по передаче данных и предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» с использованием пользовательского оборудования абонента).

Федеральным законом № 171-ФЗ (пункт 1 статьи 6, подпункт 3 пункта 2.1 статьи 8) определены полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации, в том числе по утверждению перечня населенных пунктов, в которых отсутствует доступ к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», по согласованию с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Тем самым, у хозяйствующих субъектов, осуществляющих розничную продажу алкогольной продукции в населенных пунктах, в которых отсутствует доступ к сети «Интернет», в том числе точка доступа, определенная в соответствии с Федеральным законом от 07.07.2003 № 126 «О связи», нет обязанности фиксировать розничную продажу продукции, но факт закупки алкогольной продукции должен быть зафиксирован в ЕГАИС.

Вопрос 4. Будет ли аннулирована лицензия на право розничной продажи алкогольной продукции во внесудебном порядке за нарушения, связанные с несоблюдением минимальных цен на алкогольную продукцию?

Ответ: в случае, если юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ, а именно: закупка (за исключением импорта), поставки (за исключением экспорта) и розничная продажа алкогольной продукции по ценам не ниже цен, установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, то согласно подпункту 2 пункта 3.2 статьи 20 Федерального закона № 171-ФЗ указанное правонарушение является основанием для аннулирования лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции по решению уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти, т. е во внесудебном порядке.

Вопрос 5. Вопрос: Какая дата и номер фиксации указывается производителем алкогольной продукции в разделе «А» справки к товарно-транспортной накладной на бумажном носителе: дата и номер фиксации производства или дата и номер фиксации первой поставки?

Ответ: разъяснения Росалкогольрегулирования по данному вопросу размещены на официальном портале http://egais.ru.

В соответствии с пунктом 3 Правил заполнения справки к товарно-транспортной накладной, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2005 № 864, пункт 12 раздела «А» «Номер и дата подтверждения фиксации информации в ЕГАИС» Справки к ТТН, заполняется организацией или сельскохозяйственным товаропроизводителем, осуществляющим производство продукции на территории Российской Федерации, при отгрузке продукции.

При этом, производители алкогольной продукции, перешедшие на предоставление сведений в систему ЕГАИС с использованием УТМ, фиксируют объём произведенной продукции заявкой о фиксации производства. Система ЕГАИС при фиксации данной заявки автоматически создает регистрационную форму учета №1, которая характеризует производственную партию продукции. Регистрационная форма учета №1 содержит номер фиксации в ЕГАИС заявки о производстве продукции. В дальнейшем при фиксации отгрузки от производителя к первому получателю, ЕГАИС предоставляет номер подтверждения о фиксации накладной на отгрузку имеющей вид «WBF-0000(цифровая последовательность)». Указанный номер и должен быть внесен в бумажные документы. Проверить факт фиксации документа в ЕГАИС можно с использованием функционала Личного кабинета на портале https://service.fsrar.ru.

Вопрос 6. Возможно ли смягчение административной ответственности за нарушения при фиксации сведений в ЕГАИС, при малозначительности указанных правонарушений или отсутствии вины участника алкогольного рынка?

Ответ: в соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Согласно статье 3.2 КоАП РФ в качестве одного из административных наказаний за совершение административных правонарушений может быть назначено предупреждение.

В соответствии с пунктом 2 статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

Кроме того, согласно пункту 3 статьи 3.4 КоАП РФ в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа может быть заменено являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридическому лицу, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, на предупреждение в соответствии со статьей 4.1.1 КоАП РФ.

Таким образом, при рассмотрении дела об административном правонарушении учитывается совокупность факторов, в том числе наличие вины участника алкогольного рынка, совершившего правонарушение. 


Вопрос № 1: О разъяснении применения положений пункта 6 части 1 статьи 6 Закона Приморского края 2 декабря 2009 года № 536-КЗ в редакции от 2 апреля 2014 года «О регулировании розничной продажи алкогольной продукции и профилактике алкоголизма на территории Приморского края»

Ответ: В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 6 Закона Приморского края от 2 декабря 2009 года № 536-КЗ (в редакции Закона Приморского края от 27 декабря 2013 года № 337-КЗ (от 2 апреля 2014 года) «О регулировании розничной продажи алкогольной продукции и профилактике алкоголизма на территории Приморского края» не допускается розничная продажа алкогольной продукции в розлив, за исключением алкогольной продукции, герметически укупоренной в потребительскую тару (бутылки). Указанное ограничение не распространяется на розничную продажу алкогольной продукции, осуществляемую организациями, и розничную продажу пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, осуществляемую индивидуальными предпринимателями, при оказании такими организациями и индивидуальными предпринимателями услуг общественного питания в местах оказания таких услуг.
Из смысла указанной нормы следует, что розничная продажа пива в розлив в предприятиях розничной торговли может осуществляться только в герметически укупоренную потребительскую тару (бутылки).
Общие требования к средствам укупорки потребительской тары алкогольной продукции утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2005 года № 822 «Об утверждении общих требований к средствам укупорки потребительской тары алкогольной продукции, обеспечивающих возможность визуального определения факта вскрытия тары».
Методика визуального определения факта вскрытия тары алкогольной продукции утверждена Приказом Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 12 мая 2010 года № 32н.
Укупорочные средства должны обеспечивать герметичность потребительской тары (бутылок) в соответствии с требованиями, установленными Техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности упаковки» (ТР ТС 005/2011), утвержденным Решением Комиссии Таможенного союза от 16 августа 2011 года № 769.


Вопрос № 2: Вправе ли налогоплательщики единого налога на вмененный доход при розничной торговле алкогольной продукцией в сельских и труднодоступных местностях не применять контрольно-кассовую технику?

Ответ: В соответствии с абз. 2 п. 6 ст. 16 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" организации, осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции (за исключением пива и пивных напитков) в сельских поселениях, должны иметь для таких целей в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде, срок которой определен договором и составляет один год и более, стационарные торговые объекты и складские помещения общей площадью не менее 25 квадратных метров, а также контрольно-кассовую технику, если иное не установлено федеральным законом.
Указанное требование, согласно п. 4 ст. 6 Федерального закона от 18.07.2011 N 218-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившим силу Федерального закона "Об ограничениях розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе", вступило в силу с 1 июля 2012 г.
Пунктом 2.1 ст. 2 Федерального закона N 54-ФЗ определено, что организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, не подпадающие под действие п. п. 2 и 3 указанной статьи, при осуществлении видов предпринимательской деятельности, установленных п. 2 ст. 346.26 Налогового кодекса Российской Федерации, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники при условии выдачи по требованию покупателя (клиента) документа (товарного чека, квитанции или другого документа), подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу). Указанный документ выдается в момент оплаты товара (работы, услуги) и должен содержать следующие сведения:
наименование документа;
порядковый номер документа, дату его выдачи;
наименование для организации (фамилию, имя, отчество - для индивидуального предпринимателя);
идентификационный номер налогоплательщика, присвоенный организации (индивидуальному предпринимателю), выдавшей (выдавшему) документ;
наименование и количество оплачиваемых приобретенных товаров (выполненных работ, оказанных услуг);
сумму оплаты, осуществляемой наличными денежными средствами и (или) с использованием платежной карты, в рублях;
должность, фамилию и инициалы лица, выдавшего документ, и его личную подпись.
Таким образом, налогоплательщик единого налога на вмененный доход вправе выбирать между применением контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и выдачей по требованию покупателей (клиентов) документа (товарного чека, квитанции или другого документа), подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу).
В случае осуществления наличных денежных расчетов с выдачей по требованию покупателей (клиентов) документов, подтверждающих прием денежных средств и содержащих обязательные реквизиты, предусмотренные п. 2.1 ст. 2 Федерального закона N 54-ФЗ, налогоплательщики единого налога на вмененный доход при розничной продаже алкогольной продукции (за исключением пива и пивных напитков) в сельских поселениях вправе не применять контрольно-кассовую технику.
Согласно абз. 16 п. 3 ст. 2 Федерального закона N 54-ФЗ организации и индивидуальные предприниматели, находящиеся в отдаленных или труднодоступных местностях (за исключением городов, районных центров, поселков городского типа), указанных в перечне, утвержденном органом государственной власти субъекта Российской Федерации, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники.
В этой связи в случае розничной продажи алкогольной продукции в сельских поселениях, отнесенных к отдаленным или труднодоступным местностям (за исключением городов, районных центров, поселков городского типа), в соответствии с перечнем, утвержденным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, организации вправе осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники.
(Письмо Федеральной налоговой службы России от 10.09.2012 N АС-4-2/14961@)