Экономика Приморского края



Уникальное географическое положение определяет структуру экономики региона. Базовыми отраслями, дающими 80% ВРП, являются промышленное производство, строительство, оптовая и розничная торговля, транспорт и связь, сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство, рыболовство, рыбоводство.

Перспективные направления, соответствующие стратегии развития края, - транспортировка и глубокая переработка углеводородного сырья, транспортно-логистический комплекс, высокотехнологичные производства с высокой производительность труда, сельское хозяйство, рыбопереработка и марикультура, туризм.

Наиболее развитой частью экономики Приморья является промышленный комплекс. Он даёт почти треть валового регионального продукта. Здесь сосредоточено 30% основных производственных фондов и 27% трудоспособного населения края, занятого в экономике.



Основой экономики края являются богатые природные ресурсы как континентального, так и океанического характера.

В структуре валового регионального продукта 21,4% составила доля транспорта и связи, 7,5% – обрабатывающих производств, 5,04% - сельского хозяйства, 4,9% - доля рыбной отрасли.

По итогам 2017 года индекс промышленного производства в Приморье вырос на 16,7% по сравнению с предыдущим годом. По данным департамента промышленности Приморского края, в 2017 году в отрасли отгружено товаров собственного производства, выполнено работ и услуг на 308,8 миллиона рублей. Это на 19,6% больше, чем в 2016 году.

Наибольшую динамику роста в 2017 году показали такие сферы, как производство автотранспортных средств – рост на 182%, производство транспортных средств и оборудования – рост на 171%, металлургическое производство – рост на 33,8%, производство электрооборудования – рост на 28%, обрабатывающие производства – рост на 25,8%.

В сфере добычи полезных ископаемых Приморья в 2017 году отмечен рост на 12,1%. В частности, добыча угля выросла на 9,9%, металлических руд – на 5,5%, прочих полезных ископаемых – на 38,4%.

Снижение показателей в 2017 году отмечено в сфере обработки древесины и производства изделий из дерева – на 1,6%. 

Транспортно-логистическая отрасль

Транспортно-логистическая отрасль – одна из ведущих отраслей промышленности Приморья. Через край пролегают транзитные торговые пути между Европой и Восточной Азией, между Северо-Восточной Азией и Северной Америкой. Здесь сходятся все транспортные развязки, связывающие порты края, сухопутные пограничные переходы Россия-Китай. Наличие прямого железнодорожного выхода к крупным морским портам Тихоокеанского побережья, а также к сухопутным пограничным переходам Пограничный – Суйфэньхэ, Хасан – Туманган создаёт благоприятные условия для внутренних и внешних перевозок.

Всю территорию края с севера на юг пересекает крупнейшая в России и в мире Транссибирская магистраль. Основная линия подходит к морю и заканчивается во Владивостоке, а еще два ответвления подходят к портам Находки, Зарубино и Посьета. От Транссиба отходит ряд широтных железнодорожных ответвлений: на восток - во внутренние районы края и на запад - к российско-китайской границе. 

транспортные коридиры.jpg

Через территорию Свободного порта Владивосток проходят международные транспортные коридоры (МТК) «Приморье-1» и «Приморье-2». МТК соединяют китайские провинции Хэйлунцзян и Цзилинь с морским портами Приморского края. Проекты транспортных коридоров представляют собой практическое взаимовыгодное сопряжение Шелкового пути и Евразийского экономического союза. В рамках реализации проектов развития транспортных коридоров ведется модернизация приграничной инфраструктуры, включая строительство и расширение портов, пунктов пропуска, автомобильной и железнодорожной инфраструктуры. Предусмотрено значительное упрощение приграничных процедур для транзитных грузов с российской и китайской стороны. Прогнозируется, что с 2030 года "Приморье-1" и "Приморье-2" обеспечат прирост ВВП России в размере 29 миллиардов рублей в год и ежегодное увеличение налогов и сборов на 5,7 миллиарда. (Подробнее о МТК "Приморье-1" и "Приморье-2" - в разделе "Инвестиционные возможности" и в подборке новостей)

Приморский край играет основную роль в обеспечении морских перевозок на Дальнем Востоке. Транспортный комплекс региона имеет четыре морских транспортных узла: Владивостокский; Восточно-Находкинский; Хасанский (Южный); Северный.

Основные морские порты - Владивосток, Находка, «Восточный», Посьет, Зарубино. Грузооборот приморских портов за последние 7 лет вырос почти на 70%. Практически на всех предприятиях идет модернизация и расширение производственных мощностей. Так, «Восточный Порт» (пос. Врангель) реализует масштабный инвестпроект по строительству третьей очереди угольного комплекса. Уже сегодня это крупнейший в России специализированный угольный публичный порт, через который проходит пятая часть всего угольного экспорта из морских портов России. Расширение мощностей позволит через 2 года увеличить грузооборот порта с нынешних 23,5 млн тонн угля до 39 млн тонн в год.

Воздушный транспорт осуществляет перевозки через главный аэропорт края “Владивосток”, допущенный к выполнению международных полетов. В 2017 году он обслужил 2 миллиона 179 тысяч пассажиров. Это на 18% больше, чем в 2016 году. При этом внутренний пассажиропоток вырос за год на 8% и составил 1 398 тысяч человек. Международный пассажиропоток показал рост на 40% –781 тысяча человек.

 

малая авиация.jpg

В Приморье активно развивается малая авиация, субсидируются внутрикраевые пассажирские авиаперевозки. 

Малая авиация выполняет более 40 рейсов в неделю. С 2014 года удалось увеличить объем пассажирских перевозок внутри края в 4,5 раза.

Сегодня в Приморье практически восстановлена советская сеть авиамаршрутов – в данный момент их 14. Самолеты DHC-6 выполняют рейсы из Владивостока в Кавалерово, Пластун, Дальнереченск, Дальнегорск, Преображение, Терней, из Тернея – в Амгу, Светлую, Единку, из Кавалерово в Хабаровск.

В конце 2017 года был открыт еще один внутренний рейс – из Дальнереченска в поселок Восток.

Для населения Приморья установлен социальный тариф. Благодаря этому удалось на самолетах DHC-6 снизить стоимость билетов в два раза, а для вертолетов – в 10 раз.

Особое внимание уделяется развитию аэродромной инфраструктуры. В 2017 году были построены служебно-пассажирские здания в поселках Восток и Светлая. Годом ранее мини-аэровокзалы появились в Дальнегорске, Амгу и Преображении. В планах на 2018 год – строительство аналогичного модуля в Тернее.

Приморский край лидирует в ДВФО по протяжённости автомобильных дорог общего пользования. Регулярные автобусные перевозки в межмуниципальном и пригородном сообщении выполняют 45 транспортных компаний по 188 маршрутам.

На территории Приморского края действуют 17 пограничных пунктов пропуска: восемь морских, пять автомобильных, три железнодорожных и один авиационный. Международный аэропорт «Кневичи» в 2016 г. обслужил 1,85 млн пассажиров.

Деятельность в сфере транспорта в Приморье осуществляют свыше 8,8 тысяч предприятий и организаций (по состоянию на январь 2017 г.), на которых трудятся 62 тысячи человек.

В январе - октябре 2017 года крупными и средними организациями, занимающимися транспортной деятельностью, отгружено товаров собственного производства, выполнено работ и услуг на 123 835,5 млн. рублей, что составило в действующих ценах 101% к уровню января - октября 2016 года. Основной рост отмечен на предприятиях, осуществляющих деятельность на воздушном транспорте (+40,4% к уровню января - октября 2016 года).

Рыбная отрасль

Рыбная отрасль является ключевой в структуре промышленности региона и оказывает большое влияние на экономику не только края и Дальнего Востока, но и всей России. На территории края действуют более 130 предприятий отрасли. Ежегодно добывается более 1,5 млн тонн рыбы и морепродуктов. Всеми предприятиями вырабатывается около 800 тысяч тонн разнообразной пищевой рыбной продукции, консервированной продукции производится более 110 млн условных банок. 

76 рыбоводных хозяйствам предоставлено в пользование 205 рыбоводных участка общей площадью более 44 тысяч гектаров. На рыбоводных участках выращивают гребешок приморский, мидию тихоокеанскую, устрицы, трепанг дальневосточный, ламинарию и морских ежей.

рыба консервы.jpg

На модернизацию рыбопромыслового флота для прибрежного рыболовства, приобретение технологического рыбоперерабатывающего оборудования, модернизацию производств в бюджете края в 2017 году было направлено 40 млн рублей. В крае идет активная работа по охране водных биоресурсов, предотвращению браконьерства и профилактике правонарушений.

Лесная и деревообрабатывающая промышленность

Одна из старейших отраслей экономики Приморского края – лесная и деревообрабатывающая промышленность. Основные лесозаготовительные базы расположены в Тернейском, Пожарском, Анучинском, Чугуевском и Красноармейском районах.

В целях борьбы с незаконной вырубкой лесов с 1 июля 2017 года в крае работает система космомониторинга лесного фонда «Кедр», разработанная Всемирным фондом дикой природы. В круглосуточном режиме специалисты следят за данными в информационной системе, которая анализирует состояние лесного покрова за последние две недели и сообщает о выявленных пробелах. Это позволяет более эффективно бороться с «черными лесорубами».

В рамках проведения Года экологии высажено более 3,5 млн саженцев на площади более тысячи гектаров.

Горнодобывающая промышленность

Горнодобывающая промышленность представлена предприятиями цветной металлургии, горной химии, угледобывающей отрасли. В крае производится более 92% плавикового шпата России, 64% вольфрамовых концентратов, почти 100% борных продуктов, 73,6% свинца в концентрате и 8,4% свинца рафинированного, добывается 18,2% олова России.

Сырьевой базой цветной металлургии являются крупные месторождения полиметаллических руд, расположенные в северных районах края, и месторождение плавикового шпата в Хорольском районе. Цветная металлургия представлена ОАО «Дальполиметалл» (г. Дальнегорск), специализирующимся на добыче свинцово-цинковых руд, выплавке свинца, висмута и серебра; ОАО «Приморский ГОК» (пос. Восток Красноармейского района) и ОАО «Лермонтовская горнорудная компания», занимающимися добычей и переработкой вольфрамовых руд; АО «Русская горнорудная компания» (Ярославский ГОК), осваивающей месторождения плавикового шпата.

Горнохимическая промышленность представлена АО «Бор» (г. Дальнегорск) – единственным производителем боропродуктов в России. «Бор» выпускает борную и серную кислоты, борат кальция.

Угольная промышленность - одна из старейших в крае. Ресурсной базой являются месторождения угля в основном в южной части Приморского края, крупнейшими из которых считаются Бикинское и Павловское.

Машиностроение и металлообработка

Машиностроение и металлообработка – важные отрасли промышленного комплекса Приморского края. Основной специализацией являются: судоремонт и судостроение, машино - и приборостроение, авиастроение. На предприятиях отрасли осуществляется ремонт морских судов, производятся самолеты и вертолеты, навигационные приборы.

вертолет прогресс.jpg

Так, Арсеньевская авиационная компания «Прогресс» – одно из крупнейших предприятий аэрокосмической промышленности России, входящее в холдинг АО «Вертолеты России», выпускает одну из самых совершенных боевых машин в своем классе – разведывательно-ударные вертолеты Ка-52 «Аллигатор», которые поставляются ВВС России.

Топливно-энергетический комплекс

Электроэнергетика, занимающая в структуре промышленного производства Приморья более 1/3, является важнейшим элементом производственной инфраструктуры. Линии электропередачи южной, наиболее населённой части Дальнего Востока, объединены в энергосистему, которая имеет единый режим работы. Крупнейшими потребителями электроэнергии являются промышленность и жилищно-коммунальное хозяйство. 

Индекс промышленного производства в январе - октябре 2017 года на предприятиях, занимающихся обеспечением электрической энергией, газом и паром, кондиционированием воздуха, составил 103,1% к уровню января - октября 2016 года. Рост производства электроэнергии обусловлен стабильной работой энергогенерации в крае, а также увеличением перетока электроэнергии из ОЭС Востока по сравнению с предыдущим годом.

Пищевая промышленность

Пищевая промышленность представляет крупный комплекс из 13 отраслей, в состав которых входят более 350 предприятий. В структуре промышленного производства доля пищевой промышленности составляет 38,4%, в том числе на перерабатывающие отрасли приходится около 15%.

Оборот розничной торговли в январе - октябре 2017 года сложился в объеме 310 439,1 млн. рублей (104,3% к обороту января - октября 2016 года). В структуре оборота розничной торговли удельный вес пищевых продуктов составил 44,9%, непродовольственных 55,1%. Объем оборота общественного питания составил 13 805,4 млн. рублей, что на 4,0% больше уровня января - октября 2016 года.

Сельское хозяйство

Сельскохозяйственное производство ведётся по всей территории Приморского края, но основные объёмы сконцентрированы в южной и юго-западных зонах. Климатические условия благоприятны для возделывания практически всех культур, включая теплолюбивые (рис, бахчевые, баклажаны, перец).

Валовая продукция сельского хозяйства Приморского края за последние пять лет увеличилась на 14% и стабильно составляет около 1% валовой продукции сельского хозяйства Российской Федерации. Основную долю в краевой продукции растениеводства занимают соя, кукуруза, картофель и овощи, в животноводстве - выращивание скота и птицы, производство молока. Площадь сельскохозяйственных угодий, закрепленных за землепользователями края, составляет 1 194,1 тысяч гектаров, в том числе 707,6 тысяч гектаров пашни.

За январь - октябрь 2017 года выпуск продукции сельского хозяйства всеми сельхозпроизводителями составил 28 784,7 млн. рублей или в сопоставимой оценке 107,3% к январю - октябрю 2016 года.

Так, в 2017 году в хозяйствах всех категорий произведено 68 тысяч тонн мяса скота и птицы, что на 26% выше уровня 2016 года. Сельскохозяйственные организации и крестьянско-фермерские хозяйства увеличили производство на 40%. 

Большой вклад в развитие сельского хозяйства края вносят резиденты территории опережающего развития (ТОР) «Михайловский» — компании «Мерси Трейд» и «РусАгро-Приморье». Строительство этими компаниями 16 свинокоплексов обеспечит производство около 150 тысяч тонн свинины в год.

За последние пять лет производство молока в крае увеличилось на 15%, в 2017 году его доля на рынке составила 40%. В 2017 году в хозяйствах всех категорий произведено более 130 тысяч тонн молока, что выше показателей 2016 года на 7,3%. В настоящее время агрохолдинг «ГринАгро» создает в Ханкайском районе комплекс по производству молочной продукции полного цикла. При выходе проекта на полную мощность объем производства составит 36 тысяч тонн молока в год. 

В 2017 году из регионального бюджета на развитие сельского хозяйства было направлено 1,5 млрд рублей, из федерального – 1,7 млрд. Кроме того, до 400 млн рублей в 2017 году увеличено федеральное финансирование на льготное кредитование сельхозпроизводителей.

В совместных планах власти и бизнеса — к 2020 году обеспечить внутренний рынок основными продуктами собственного производства и поставить сельхозпродукцию на экспорт.

Внешнеторговый оборот

Уникальное географическое положение Приморья предопределяет особую роль края в реализации стратегических и экономических интересов России в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Китай, Корея и Япония являются основными торговыми партнёрами Приморского края, на долю которых ежегодно приходится более 80% внешнеторгового оборота Приморья.

Только за девять месяцев 2017 года внешнеторговый оборот в Приморье увеличился почти на 30% по сравнению с аналогичным периодом 2016 года и составил 5,1 миллиарда долларов, это почти равно годовому обороту 2016 года. Экспорт вырос на 30% до 2,3 миллиардов долларов, а импорт увеличился на 24% и составил 2,8 миллиардов долларов.

Четверть экспортируемой продукции приходится на долю малых и средних предприятий края. В основном это продукты питания, которые очень популярны в приграничных провинциях КНР и благодаря в том числе каналам интернет-торговли успешно распространяются по всему Китаю. Это позволяет развиваться бизнес-сообществу Приморья.


Развитие предпринимательства

Приморский край является лидером на Дальнем Востоке по основным показателям развития малого и среднего предпринимательства. На Приморье приходится 44% оборота малых предприятий ДФО.

Малый и средний бизнес Приморья сегодня – это 101 902 субъекта, из них 54 269 индивидуальных предпринимателей. В течение 2017 года число субъектов МСП увеличилось на 2 472 единицы или 2,5%. Вклад малого и среднего предпринимательства в ВРП Приморского края составляет более 40%, в то время как в среднем по России – 20%.

В сфере малого и среднего предпринимательства работают более 263 тысяч человек – это 26,7% населения, занятого в экономике края.

Оборот малых и средних предприятий составляет более 950 миллиардов рублей или 63,2% общего оборота всех организаций Приморья.

Чтобы поддержать и усилить предпринимательскую активность в крае, реализуется целый комплекс мер поддержки.

Так, только субсидий на возмещение затрат по уплате лизинговых платежей и процентов по кредитам в 2017 году приморские предприниматели получили на сумму более 17 миллионов рублей.

Через софинансирование муниципальных программ развития малого и среднего предпринимательства бизнесмены получили из краевого бюджета более 77,6 миллионов рублей – в частности, на начало предпринимательской деятельности, приобретение оборудования в лизинг, возмещение процентов по кредитам.

Активно поддерживали и продолжат поддерживать малый и средний бизнес региональные институты развития бизнеса. В 2017 году Гарантийный фонд Приморья предоставил более 180 поручительств на общую сумму свыше 1,1 миллиарда рублей. Поддержка фонда позволила предпринимателям получить кредитные средства в объеме 2,3 миллиарда рублей.

Центр развития экспорта в 2017 году поддержал 852 субъекта малого и среднего предпринимательства. По результатам оказанных центром услуг 24 субъекта МСП Приморья заключили 50 экспортных контрактов общим объемом 48,19 миллионов долларов.