Экономика Приморского края



Уникальное географическое положение определяет структуру экономики региона. Базовыми отраслями, дающими 80% ВРП, являются промышленное производство, строительство, оптовая и розничная торговля, транспорт и связь, сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство, рыболовство, рыбоводство.

Перспективные направления, соответствующие стратегии развития края, - транспортировка и глубокая переработка углеводородного сырья, транспортно-логистический комплекс, высокотехнологичные производства с высокой производительность труда, сельское хозяйство, рыбопереработка и марикультура, туризм.

Объем валового регионального продукта в 2016 году составил 741,2 млрд рублей (в 2015 году - 716,65 млрд рублей).

Наиболее развитой частью экономики Приморья является промышленный комплекс. Он даёт почти треть валового регионального продукта. Здесь сосредоточено 30% основных производственных фондов и 27% трудоспособного населения края, занятого в экономике.



Основой экономики края являются богатые природные ресурсы как континентального, так и океанического характера.

В структуре валового регионального продукта 21,4% составила доля транспорта и связи, 7,5% – обрабатывающих производств, 5,04% - сельского хозяйства, 4,9% - доля рыбной отрасли (по данным Росстата за 2016-й год).

В 1 полугодии 2017 года промышленные предприятия края отгрузили продукции на 125,3 млрд рублей, 63,2% из них - доля предприятий обрабатывающих производств. январь-ноябрь в регионе отгружено товаров собственного производства, выполнено работ и услуг в отрасли на 267,8 миллиона рублей. Рост индекса промышленного производства за 11 месяцев составил 19,2% к аналогичному периоду прошлого года.

Основные производства, за счёт которых достигнут этот показатель, – производство вертолётов на заводе «Прогресс» в Арсеньеве, сборочное производство автомобилей Mazda во Владивостоке. Так, показатели производства транспортных средств и оборудования за прошлый год выросли в Приморье на 171,8%, на 40% выросло металлургическое производство.

Также в числе сфер, демонстрировавших рост, – производство текстильных изделий (рост 14%), компьютеров, электронных и оптических изделий (рост 9,5%), производство электрооборудования (10,7%).

Снижение по итогам 11 месяцев наблюдалось в производстве пищевых продуктов – на 4%, обработке древесины производстве изделий из дерева – на 4,3%, производстве химических изделий – на 3,2%, производстве резиновых и пластмассовых изделий – на 17,8%.

Транспортно-логистическая отрасль

Транспортно-логистическая отрасль – одна из ведущих отраслей промышленности Приморья. Через край пролегают транзитные торговые пути между Европой и Восточной Азией, между Северо-Восточной Азией и Северной Америкой. Здесь сходятся все транспортные развязки, связывающие порты края, сухопутные пограничные переходы Россия-Китай. Наличие прямого железнодорожного выхода к крупным морским портам Тихоокеанского побережья, а также к сухопутным пограничным переходам Пограничный – Суйфэньхэ, Хасан – Туманган создаёт благоприятные условия для внутренних и внешних перевозок.

Всю территорию края с севера на юг пересекает крупнейшая в России и в мире Транссибирская магистраль. Основная линия подходит к морю и заканчивается во Владивостоке, а еще два ответвления подходят к портам Находки, Зарубино и Посьета. От Транссиба отходит ряд широтных железнодорожных ответвлений: на восток - во внутренние районы края и на запад - к российско-китайской границе. 

транспортные коридиры.jpg

Через территорию Свободного порта Владивосток проходят международные транспортные коридоры (МТК) «Приморье-1» и «Приморье-2». МТК соединяют китайские провинции Хэйлунцзян и Цзилинь с морским портами Приморского края. Проекты транспортных коридоров представляют собой практическое взаимовыгодное сопряжение Шелкового пути и Евразийского экономического союза. В рамках реализации проектов развития транспортных коридоров ведется модернизация приграничной инфраструктуры, включая строительство и расширение портов, пунктов пропуска, автомобильной и железнодорожной инфраструктуры. Предусмотрено значительное упрощение приграничных процедур для транзитных грузов с российской и китайской стороны. Прогнозируется, что с 2030 года "Приморье-1" и "Приморье-2" обеспечат прирост ВВП России в размере 29 миллиардов рублей в год и ежегодное увеличение налогов и сборов на 5,7 миллиарда. (Подробнее о МТК "Приморье-1" и "Приморье-2" - в разделе "Инвестиционные возможности" и в подборке новостей)

Приморский край играет основную роль в обеспечении морских перевозок на Дальнем Востоке. Транспортный комплекс региона имеет четыре морских транспортных узла: Владивостокский; Восточно-Находкинский; Хасанский (Южный); Северный.

Основные морские порты - Владивосток, Находка, «Восточный», Посьет, Зарубино. Грузооборот приморских портов за последние 7 лет вырос почти на 70%. Практически на всех предприятиях идет модернизация и расширение производственных мощностей. Так, «Восточный Порт» (пос. Врангель) реализует масштабный инвестпроект по строительству третьей очереди угольного комплекса. Уже сегодня это крупнейший в России специализированный угольный публичный порт, через который проходит пятая часть всего угольного экспорта из морских портов России. Расширение мощностей позволит через 2 года увеличить грузооборот порта с нынешних 23,5 млн тонн угля до 39 млн тонн в год.

Воздушный транспорт осуществляет перевозки через главный аэропорт края “Владивосток”, допущенный к выполнению международных полетов.

малая авиация.jpg

В Приморье активно развивается малая авиация, субсидируются внутрикраевые пассажирские авиаперевозки. Пассажиропоток на внутренних авиалиниях увеличился более чем в 10 раз: с 2700 пассажиров в 2014 году до более 30 тысяч человек в 2016 году. Практически восстановлена сеть авиамаршрутов, которая действовала в советское время. Совершенствуется аэродромная инфраструктура: приводятся в порядок взлетно-посадочные полосы, места стоянок воздушных судов, пассажирские модули. В каре действуют 13 маршрутов, один из которых – межрегиональный.

Приморский край лидирует в ДВФО по протяжённости автомобильных дорог общего пользования. Регулярные автобусные перевозки в межмуниципальном и пригородном сообщении выполняют 45 транспортных компаний по 188 маршрутам.

На территории Приморского края действуют 17 пограничных пунктов пропуска: восемь морских, пять автомобильных, три железнодорожных и один авиационный. Международный аэропорт «Кневичи» в 2016 г. обслужил 1,85 млн пассажиров.

Деятельность в сфере транспорта в Приморье осуществляют свыше 8,8 тысяч предприятий и организаций (по состоянию на январь 2017 г.), на которых трудятся 62 тысячи человек.

В январе - октябре 2017 года крупными и средними организациями, занимающимися транспортной деятельностью, отгружено товаров собственного производства, выполнено работ и услуг на 123 835,5 млн. рублей, что составило в действующих ценах 101% к уровню января - октября 2016 года. Основной рост отмечен на предприятиях, осуществляющих деятельность на воздушном транспорте (+40,4% к уровню января - октября 2016 года).

Рыбная отрасль

Рыбная отрасль является ключевой в структуре промышленности региона и оказывает большое влияние на экономику не только края и Дальнего Востока, но и всей России. На территории края действуют более 130 предприятий отрасли. Ежегодно добывается более 1,5 млн тонн рыбы и морепродуктов. Всеми предприятиями вырабатывается около 800 тысяч тонн разнообразной пищевой рыбной продукции, консервированной продукции производится более 110 млн условных банок. 

76 рыбоводных хозяйствам предоставлено в пользование 205 рыбоводных участка общей площадью более 44 тысяч гектаров. На рыбоводных участках выращивают гребешок приморский, мидию тихоокеанскую, устрицы, трепанг дальневосточный, ламинарию и морских ежей.

рыба консервы.jpg

На модернизацию рыбопромыслового флота для прибрежного рыболовства, приобретение технологического рыбоперерабатывающего оборудования, модернизацию производств в бюджете края в 2017 году было направлено 40 млн рублей. В крае идет активная работа по охране водных биоресурсов, предотвращению браконьерства и профилактике правонарушений.

Лесная и деревообрабатывающая промышленность

Одна из старейших отраслей экономики Приморского края – лесная и деревообрабатывающая промышленность. Основные лесозаготовительные базы расположены в Тернейском, Пожарском, Анучинском, Чугуевском и Красноармейском районах.

В целях борьбы с незаконной вырубкой лесов с 1 июля 2017 года в крае работает система космомониторинга лесного фонда «Кедр», разработанная Всемирным фондом дикой природы. В круглосуточном режиме специалисты следят за данными в информационной системе, которая анализирует состояние лесного покрова за последние две недели и сообщает о выявленных пробелах. Это позволяет более эффективно бороться с «черными лесорубами».

В рамках проведения Года экологии высажено более 3,5 млн саженцев на площади более тысячи гектаров.

Горнодобывающая промышленность

Горнодобывающая промышленность представлена предприятиями цветной металлургии, горной химии, угледобывающей отрасли. В крае производится более 92% плавикового шпата России, 64% вольфрамовых концентратов, почти 100% борных продуктов, 73,6% свинца в концентрате и 8,4% свинца рафинированного, добывается 18,2% олова России.

Сырьевой базой цветной металлургии являются крупные месторождения полиметаллических руд, расположенные в северных районах края, и месторождение плавикового шпата в Хорольском районе. Цветная металлургия представлена ОАО «Дальполиметалл» (г. Дальнегорск), специализирующимся на добыче свинцово-цинковых руд, выплавке свинца, висмута и серебра; ОАО «Приморский ГОК» (пос. Восток Красноармейского района) и ОАО «Лермонтовская горнорудная компания», занимающимися добычей и переработкой вольфрамовых руд; АО «Русская горнорудная компания» (Ярославский ГОК), осваивающей месторождения плавикового шпата.

Горнохимическая промышленность представлена АО «Бор» (г. Дальнегорск) – единственным производителем боропродуктов в России. «Бор» выпускает борную и серную кислоты, борат кальция.

Угольная промышленность - одна из старейших в крае. Ресурсной базой являются месторождения угля в основном в южной части Приморского края, крупнейшими из которых считаются Бикинское и Павловское.

Машиностроение и металлообработка

Машиностроение и металлообработка – важные отрасли промышленного комплекса Приморского края. Основной специализацией являются: судоремонт и судостроение, машино - и приборостроение, авиастроение. На предприятиях отрасли осуществляется ремонт морских судов, производятся самолеты и вертолеты, навигационные приборы.

вертолет прогресс.jpg

Так, Арсеньевская авиационная компания «Прогресс» – одно из крупнейших предприятий аэрокосмической промышленности России, входящее в холдинг АО «Вертолеты России», выпускает одну из самых совершенных боевых машин в своем классе – разведывательно-ударные вертолеты Ка-52 «Аллигатор», которые поставляются ВВС России.

Топливно-энергетический комплекс

Электроэнергетика, занимающая в структуре промышленного производства Приморья более 1/3, является важнейшим элементом производственной инфраструктуры. Линии электропередачи южной, наиболее населённой части Дальнего Востока, объединены в энергосистему, которая имеет единый режим работы. Крупнейшими потребителями электроэнергии являются промышленность и жилищно-коммунальное хозяйство. 

Индекс промышленного производства в январе - октябре 2017 года на предприятиях, занимающихся обеспечением электрической энергией, газом и паром, кондиционированием воздуха, составил 103,1% к уровню января - октября 2016 года. Рост производства электроэнергии обусловлен стабильной работой энергогенерации в крае, а также увеличением перетока электроэнергии из ОЭС Востока по сравнению с предыдущим годом.

Пищевая промышленность

Пищевая промышленность представляет крупный комплекс из 13 отраслей, в состав которых входят более 350 предприятий. В структуре промышленного производства доля пищевой промышленности составляет 38,4%, в том числе на перерабатывающие отрасли приходится около 15%.

Оборот розничной торговли в январе - октябре 2017 года сложился в объеме 310 439,1 млн. рублей (104,3% к обороту января - октября 2016 года). В структуре оборота розничной торговли удельный вес пищевых продуктов составил 44,9%, непродовольственных 55,1%. Объем оборота общественного питания составил 13 805,4 млн. рублей, что на 4,0% больше уровня января - октября 2016 года.

Сельское хозяйство

Сельскохозяйственное производство ведётся по всей территории Приморского края, но основные объёмы сконцентрированы в южной и юго-западных зонах. Климатические условия благоприятны для возделывания практически всех культур, включая теплолюбивые (рис, бахчевые, баклажаны, перец).

Валовая продукция сельского хозяйства Приморского края за последние пять лет увеличилась на 14% и стабильно составляет около 1% валовой продукции сельского хозяйства Российской Федерации. Основную долю в краевой продукции растениеводства занимают соя, кукуруза, картофель и овощи, в животноводстве - выращивание скота и птицы, производство молока. Площадь сельскохозяйственных угодий, закрепленных за землепользователями края, составляет 1 194,1 тысяч гектаров, в том числе 707,6 тысяч гектаров пашни.

За январь - октябрь 2017 года выпуск продукции сельского хозяйства всеми сельхозпроизводителями составил 28 784,7 млн. рублей или в сопоставимой оценке 107,3% к январю - октябрю 2016 года.

Крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели произвели 5% общекраевого объема мяса, 20% - молока.

Большой вклад в развитие сельского хозяйства края вносят резиденты территории опережающего развития (ТОР) «Михайловский» — компании «Мерси Трейд» и «РусАгро-Приморье». Строительство этими компаниями 16 свинокоплексов обеспечит производство около 150 тысяч тонн свинины в год.

За последние пять лет производство молока в крае увеличилось на 15%, в 2017 году его доля на рынке составила 40%. В настоящее время агрохолдинг «ГринАгро» создает в Ханкайском районе комплекс по производству молочной продукции полного цикла. При выходе проекта на полную мощность объем производства составит 36 тысяч тонн молока в год.

В 2017 году из регионального бюджета на развитие сельского хозяйства было направлено 1,5 млрд рублей, из федерального – 1,7 млрд. Кроме того, до 400 млн рублей в 2017 году увеличено федеральное финансирование на льготное кредитование сельхозпроизводителей.

В совместных планах власти и бизнеса — к 2020 году обеспечить внутренний рынок основными продуктами собственного производства и поставить сельхозпродукцию на экспорт.

Внешнеторговый оборот

Уникальное географическое положение Приморья предопределяет особую роль края в реализации стратегических и экономических интересов России в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Китай, Корея и Япония являются основными торговыми партнёрами Приморского края, на долю которых ежегодно приходится более 80% внешнеторгового оборота Приморья.

В 2016 году внешнеторговый оборот Приморского края по данным Приморскстата составил 5 млрд 680,5 млн долларов США, на экспорт пришлось 2 млрд 460,6 млн долларов, на импорт – 3 млрд 219,9 млн долларов. Наибольшие объёмы в товарной структуре экспорта составляют продовольственные, сельскохозяйственные товары и сырьё для их переработки, минеральные продукты, древесина и изделия из неё. В товарной структуре импорта преобладают машины, оборудование и транспортные средства, продовольственные товары и сельскохозяйственное сырьё и другие товары (обувь, текстиль, кожевенное сырьё).

Развитие предпринимательства

Приморский край является лидером на Дальнем Востоке по основным показателям развития малого и среднего предпринимательства. Так, на Приморье приходится 32% субъектов МСП всего Дальнего Востока, 38% выручки от всех предприятий региона, 33% работников таких предприятий. Вклад малого и среднего предпринимательства в ВРП Приморья составляет более 40%, тогда как в среднем по России – 20%

В 2016 году количество предприятий малого бизнеса выросло почти на 18%. Их оборот  составил порядка 1 трлн 30 млрд рублей. 

В сфере малого и среднего предпринимательства работает более 265 тысяч человек (27% населения, занятого в экономике края). 

В крае действуют институты развития бизнеса: Гарантийный фонд, Центр развития экспорта и Центр поддержки предпринимательства. Всего в 2016 году поддержку получили 1245 предприятий малого и среднего бизнеса, что позволило им создать дополнительно 258 новых рабочих мест. 

С 2016 года действует режим «налоговых каникул» для впервые зарегистрированных индивидуальных предпринимателей, использующих патентную систему налогообложения.

Предусмотрены и такие виды поддержки, как предоставление малому и среднему бизнесу грантов, возмещение затрат на приобретение оборудования, возмещение затрат по лизинговым и кредитным договорам. На снижение административных барьеров направлена работа по реализации программы повышения привлекательности ведения бизнеса в Приморье на основе лучших практик Национального рейтинга инвестклимата.