Инвестиционные возможности Приморского края



На развитие экономики и социальной сферы края за счет всех источников финансирования в январе - сентябре 2017 года использовано 77,4 млрд. рублей инвестиций в основной капитал (106,8% к аналогичному периоду прошлого года в сопоставимых ценах).

Доля инвестиций в машины и оборудование, включая хозяйственный инвентарь и другие объекты, составила 39,5%, в здания (кроме жилых) и сооружения, расходы на улучшение земель - 37,5%, в жилые здания и помещения - 16,4%.

По видам экономической деятельности наибольший удельный вес в общем объеме инвестиций крупных и средних организаций края составляют инвестиции в транспортировку и хранение (24,5%), обрабатывающие производства (19,5%), обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха (13,1%), государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное обеспечение (10,8%), сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство (7,9%).

Из иностранных партнеров активнее всех в экономику края вкладываются представители тройки ключевых партнеров региона: Китайской Народной Республики, Японии и Республики Корея.

Основными современными механизмами экономической модели развития Приморского края являются территории опережающего социально-экономического развития (ТОР), Свободный порт Владивосток (СПВ). По оценкам экспертов, в совокупности эти уникальные механизмы за 10 лет могут увеличить ВРП края в 2,5 раза.


Реализация крупных проектов Приморского края, проектов резидентов территорий опережающего развития Приморского края, Свободного порта Владивосток обеспечивают рост инвестиций: в 1 полугодии 2017 года привлечено 48,2 млрд рублей инвестиций в основной капитал (114% к соответствующему периоду прошлого года).

Объём накопленных в экономике края иностранных инвестиций на начало 2017 года составил 2 млрд 209,5 млн долларов. Из общего объема инвестиций в основной капитал по краю инвестиции крупных и средних организаций составили 34.3 млрд. рублей, 118% к январю-июню 2016 года. Лидирующими отраслями по привлечению инвестиций стали транспорт и связь (24%), обрабатывающие производства (22 %).

Приоритетными направлениями для привлечения инвестиций рассматриваются сельское хозяйство и рыбоводство, производство пищевых продуктов, гостиничный бизнес, нефтегазохимия, машиностроение, логистические услуги, а также традиционные сектора экономики.

Значительные инвестиционные вложения в Приморский край осуществляют Китай, Республика Корея и Япония.

В Приморском крае уже реализованы масштабные и значимые инфраструктурные проекты, которые обеспечили ряд социально-экономических конкурентных преимуществ - транспортная инфраструктура, нефтепровод, спецморнефтепорт «Козьмино». В регионе работают такие крупные российские и иностранные компании, как Роснефть, Транснефть, Газпром, «Соллерс», SIEMENS (Германия), КОТРА (Республика Корея), Lotte Confectionary Co LTD (Республика Корея), KOMATSU CORPORATION (Япония), SKF (Швеция), Nycomed Pharma (Норвегия), Роллс-Ройс Марин Корея Лимитед (Республика Корея), Эрнст энд Янг (Великобритания).

На территории всего края для крупных инвестиционных проектов предусмотрены налоговые льготы. Для проектов, которые реализованы на территории Приморья с 2015 года с суммой капитальных вложений не менее 50 млн рублей за 3 года или 500 млн. рублей за 5 лет, предусмотрены сниженные процентные ставки. Первые пять лет ставки по налогу на прибыль и имущество составляют 0%. В последующие пять лет – 10% и 0,5% соответственно.

Ведется системная работа по созданию благоприятного бизнес-климата в регионе. В рамках программы «Повышение инвестиционной привлекательности Приморского края в формате внедрения лучших практик Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации» сформированы «дорожные карты» проектов по основным направлениям Национального рейтинга: «Предпринимательство и инвестиции», «Строительство», «Энергетика», «Земельные ресурсы и недвижимость», «Трудовые ресурсы и образование», «Транспорт», «IT инфраструктура».

Мониторинг реализации проектов Программы осуществляет функциональный проектный офис на базе специализированной организация по привлечению инвестиций и работе с инвесторами – «Инвестиционное Агентство Приморского края».

Функциональный проектный офис обеспечивает координацию между командами проектов и экспертами, взаимодействует с экспертным сообществом при разработке проектных документов, участвует в информационном сопровождении проводимой работы.

Основными механизмами экономической модели развития Приморского края являются территории опережающего социально-экономического развития и Свободный порт Владивосток. С начала действия режимов объем привлеченных инвестиций в регион превысил 3 триллиона рублей

Свободный порт Владивосток (СПВ)

АПК и парусник.jpg

Корпорацией развития Дальнего Востока заключено около 450 соглашений с резидентами СПВ в Приморье на общую сумму более 300 миллиардов рублей с перспективой создания в крае более 35 тысяч рабочих мест (по данным на март 2018 года).

Владивостокский городской округ — самый популярный муниципалитет у резидентов Свободного порта. На конец августа 2017 года о своем желании работать в административном центре Приморского края заявили 229 компаний. Полностью реализованы проекты у семи резидентов. Так, «Транспортная судоходная компания» приобрела рефрижераторное судно «Пасифика», а компания «КФ Система» (Артемовский городской округ) наладила производство легких металлоконструкций. В Уссурийске фасуют бакалею — сахар и крупы, во Владивостоке готовят сухие строительные смеси. Еще два резидента СПВ уже ввели свои объекты в эксплуатацию и продолжают реализацию проектов. Это «Авиаполис Янковский», который запустил производственно-логистический комплекс, и «Кухня-ДВ», реализовавшие проект пит-стопа (кафе быстрого обслуживания) на ул. Камской.

Также к завершенным относятся и проекты компании «Терра», «Восток-Поликор» и «Приморское сетевязальное производство». Они изготавливают изделия из полиуретана, электрические лампы, рыболовные нитки, веревки и т. д.

Зарубежные инвесторы реализуют в СПВ 12 проектов. Наиболее активны компании из КНР (девять резидентов). К примеру, в Уссурийске в ООО «ЭРЗО» приступили к созданию инновационного предприятия по переработке бывших в употреблении покрышек методом пиролиза. Общая сумма инвестиций — 33 млн руб. В Партизанском муниципальном районе «Приморская золоторудная компания» ведет разработку золоторудного месторождения «Золотой». Этот проект создаст 41 рабочее место, а общая сумма инвестиций — 822,3 млн рублей. Японские бизнесмены работают над созданием специализированного перегрузочного комплекса в Партизанском районе. Его специализация — отгрузка угля, поступающего в порт по железной дороге для отправки морским транспортом на экспорт в страны АТР. Плановая производительность комплекса — 20 млн тонн в год. Общая сумма инвестиций по проекту — более 60 млн рублей. Также в СПВ — по одному резиденту из Республики Корея и Индии.


Территории опережающего развития (ТОР)

В Приморье создано четыре территории опережающего развития: «Надеждинская», «Михайловский», «Большой Камень», «Нефтехимический». Каждая из них имеет свою специализацию, которая важна не только с точки зрения текущего развития, но и с точки зрения создания «новой экономики» региона.

По состоянию на август 2017 года зарегистрировано 34 резидента ТОР. Объем подписанных соглашений - свыше 225 млрд руб. Создается более 11 тыс. рабочих мест.

Объем фактически осуществленных частных инвестиций резидентов ТОР составляет 15,11 млрд руб., создано 839 рабочих мест.

ТОР «Надеждинская» создается на территории Надеждинского муниципального района Приморского края. Специализация: транспорт, логистика, легкая и пищевая промышленность, сборочные производства и переработка минерального сырья.

Для резидентов ТОР постановлением Правительства Российской Федерации установлены требования к минимальному объему капитальных вложений. Для ТОР «Надеждинская» – 500 тысяч рублей.

Уже заключены соглашения о намерениях реализации проектов с первыми резидентами ТОР на сумму порядка 7 млрд рублей. В их числе: завод по производству кондитерских и хлебобулочных изделий, полуфабрикатов и готовой продукции компании «Приморский кондитер», логистический комплекс с предприятием общественного питания компании «Невада Восток», предприятие по сбору, обработке и утилизации отходов ООО «Экостар Фэктори».

На площадке создается мультимодальный транспортно-логистический комплекс компании «Инком ДВ» с выходом на Транссибирскую магистраль и трассу М-60, мощностью 420 тысяч контейнеров в год по автомобильному и железнодорожному фронтам.

В целом, территория площадки позволит разместить не менее 30 резидентов.

ТОР «Михайловский» действует на территории Михайловского, Спасского и Черниговского муниципальных районов. Минимальный объем капитальных вложений – 500 тысяч рублей.

Якорные инвесторы – ООО «РусАгро-Приморье», ООО «Мерси трейд», ООО «ХорольАгрохолдинг», ООО «Приморский бекон».

Первые потенциальные резиденты ТОР планируют реализацию проектов на общую сумму порядка 45 млрд рублей. Это проекты по строительству свинокомплексов, селекционно-генетического центра (СГЦ), комбикормового завода, завода по глубокой переработке сои и получению соевого изолята и сопутствующих продуктов, комплекса приемки, зерноочистки, сушки зерна.

Специализация ТОР «Большой Камень» - судостроение и судоремонт, производство, ремонт и монтаж машин и оборудования; производство бумаги и бумажных изделий, химических веществ и химических продуктов; компьютеров, электронных и оптических изделий, электрического оборудования и другие.

Якорным инвестором ТОР «Большой Камень» является судостроительный комплекс «Звезда», который в рамках ТОР будет выпускать суда водоизмещением до 350 тысяч тонн, элементы морских платформ, суда ледового класса, специальные суда и другие виды морской техники. Сумма заявленных инвестиций – 92,902 млрд рублей. Завершить все этапы строительства планируется в 2024 году.

Якорным резидентом ТОР «Нефтехимический» выступает компания ПАО «НК «Роснефть» с инвестиционным проектом по строительству комплекса нефтеперерабатывающих и нефтехимических производств.

Основной специализацией проекта станет производство полиэтилена, полипропилена, бутадиена, дизельного топлива, бензина и авиакеросина, что позволит ликвидировать дефицит моторных топлив и создать нефтехимический кластер в ДФО, а также обеспечить устойчивую позицию в АТР.

Планируемая площадка строительства комплекса расположена на территории Партизанского муниципального района Приморского края южнее п. Новолитовск в 4 км от г. Находка, в районе пади Елизарова.

Общий объем инвестиций в реализацию проекта составит порядка 796 млрд руб., в том числе: частных инвестиций – 659 млрд руб., за счет средств бюджетного финансирования – 137,76 млрд руб.

Международные транспортные коридоры (МТК)

Закон «О свободном порте Владивосток» значительно повысил привлекательность приморских транспортных коридоров «Приморье-1» и «Приморье-2», соединяющих северо-восточные провинции Китая с портами юга Приморского края.

Международные транспортные коридоры «Приморье-1» и «Приморье-2» являются частью Шелкового пути и концепции «Один пояс – один путь». Это важнейший проект реализации транзитного потенциала Дальнего Востока. Потенциальный объем их грузовой базы оценивается в размере около 45 млн тонн в год.

В 2016-2017 годах с российской стороны принят целый ряд практических решений по созданию привлекательных условий транзита грузов по МТК: введен круглосуточный режим работы пунктов пропуска, упрощены процедуры и сокращены сроки таможенного контроля, местом его проведения определены морские порты, а не сухопутная граница.

Всего за первое полугодие 2017 года автомобильным и железнодорожным транспортом по МТК «Приморье-1» и «Приморье-2» перевезли почти 64 тысячи тонн товаров.

Дальнейшее развитие проектов МТК может осуществляться по двум моделям: с использованием механизма государственно-частного партнерства (ГЧП) и по пути кредитования.

В рамках развития международного транспортного коридора «Приморье-1» ведется строительство автотрассы Владивосток – Находка – порт Восточный.

По направлению Харбин – Суйфэньхэ – Гродеково – Владивосток – Порт Восточный – Находка в Приморье идет строительство новой автодороги Владивосток – Находка – Порт Восточный, а также реконструкция трассы Уссурийск – Пограничный – Госграница. В 2018 году этот участок будет сдан в эксплуатацию и позволит значительно ускорить движение транспорта от границы до Уссурийска.

Реализация этого проекта принесет большой экономический и социальный эффект Приморью – новая трасса позволит обеспечить быструю доставку грузов. Расчетная интенсивность движения на дороге Владивосток-Находка-Порт Восточный к 2033 году может составить 30 тысяч автомобилей в сутки. Дорога пройдет в обход нескольких населенных пунктов, что снизит транспортную нагрузку в них, повысит безопасность пешеходов, а также положительным образом скажется на экологической ситуации на территориях.

Международный транспортный коридор «Приморье-2» по маршруту – Чанчунь – Цзилинь – Хуньчунь – Краскино - порты Зарубино/Посьет - далее морские линии – является сегментом Туманганского коридора. Движение грузов по нему осуществляется в полном объеме. Между тем, край продолжает поиск инвесторов, прежде всего из КНР, для строительства новой дороги.