История Приморского края

20 октября 1938 года указом Президиума Верховного Совета СССР Дальневосточный край был разделен на Хабаровский и Приморский регионы. В этот день Приморский край получил свое современное название и обрел нынешний административно-территориальный статус.

А первые поселения появились на территории Приморья в эпоху палеолита, в X тысячелетии до нашей эры.

shlyupochnaya_prisyan.jpg

Историческая справка

В 1861 г. российское правительство встало на путь государственного поощрения переселения в Амурскую и Приморскую области: согласно обнародованному закону эти территории были объявлены открытыми для заселения крестьянами, не имеющими земли, и предприимчивыми людьми всех сословий, желающими переселиться за свой счет. Переселенцам отводился в бесплатное пользование участок земли до 100 десятин на каждое семейство, они навсегда освобождались от подушной подати и на 10 лет – от рекрутской повинности; за плату поселенцы могли дополнительно приобретать землю в частную собственность; в крае была введена беспошлинная торговля (режим порто-франко) и т.д. Эти меры, а так же отмена в 1861 г. крепостного права в России, усилившая миграционную подвижность населения, способствовали притоку на дальневосточную землю крестьян, казаков, рабочих, предприимчивых людей всех сословий.

Большое значение для ускорения заселения и хозяйственного освоения Дальнего Востока (и Уссурийского края в частности) имело строительство Транссибирской железнодорожной магистрали: в период сооружения восточного ее участка – Уссурийской железной дороги – резко возрос приток капиталов и рабочих. С началом проведения правительством, возглавляемым П.А. Столыпиным, аграрной реформы переселенческое движение на окраины поощряется с помощью предоставления переселенцам различных льгот, и приток крестьян на дальневосточную окраину сильно возрастает. Численность населения в Приморье в начале ХХ века продолжала расти и к 1913 г. достигла 480 тысяч человек.

Хозяйственное освоение Дальнего Востока и Приморья происходило на основе свободных рыночных отношений. Обилие свободных плодородных земель давали простор для быстрого развития аграрного производства. Ведущей отраслью сельского хозяйства было земледелие. В целом Приморье отличалось разнообразием возделываемых культур: здесь выращивались пшеница, рожь, овес, гречиха, картофель, просовые, бобовые, подсолнечник, кукуруза и пр. С конца ХIХ века развиваются огородничество, садоводство, бахчеводство. Большое значение имело животноводство. Разводили, главным образом, крупный рогатый скот, лошадей, свиней, зарождалось пантовое оленеводство, развивались пчеловодство и птицеводство. С 1912 г. организуется агрономическая помощь селу, формируются значительные высокотоварные хозяйства, складывается слой крупных сельских предпринимателей.

Old-Vladivostok.jpg

Промышленное освоение Приморья осуществлялось в первую очередь за счет разработки богатейших природных ресурсов. Уже первое знакомство с Южно-Уссурийским краем выявило присутствие самых разнообразных полезных ископаемых: угля, золота, полиметаллических руд и пр. К концу ХIХ в. промышленное значение приобретает добыча рыбы, морепродуктов, развивается лесодобывающая отрасль. Обрабатывающая промышленность развивалась в основном за счет тех отраслей, которые не испытывали сильной конкуренции со стороны фабрично-заводской промышленности центральных районов России и зарубежных стран, обладали прочной сырьевой базой и давали большие прибыли. В первую очередь это отрасли по переработке сельскохозяйственных и природных продуктов. Развивалось производство стройматериалов, представленное кирпичными, известковыми и бетонными заводами. Заметную роль приобрела металлообработка. На фоне мелких частных предприятий особенно выделялся Владивостокский казенный судоремонтный завод. В начале ХХ в. более динамично развивалась обрабатывающая промышленность, прогрессировала горнодобывающая промышленность, началась промышленная эксплуатация полиметаллического месторождения, успешно развивалась лесодобывающая отрасль, рос экспорт леса.

Развитие торговли особенно активизируется с 1890-х годов. Быстро возрастала роль городов как емких товарных рынков и товарораспределительных центров. Выдающуюся торгово-транспортную роль стал играть Владивосток, вошедший в пятерку крупнейших портов России. Усилилось международное значение Владивостока: в городе действовало более десятка консульств, большое количество иностранных торговых представительств.

Во второй половине ХIХ века Дальний Восток стал все больше привлекать внимание русских ученых и исследователей. Российская Академия наук и различные научные общества организовывали экспедиции, которые изучали прошлое и настоящее Дальнего Востока, его флору, фауну, этнографию. Их труды значительно расширили и углубили знания о Приморском крае. Становление и развитие региональной науки связано с деятельностью научных обществ. В 1884 г. во Владивостоке было созданоОбщество изучения Амурского края. Его члены вели активную научно-краеведческую работу, собирали материалы о крае, создавали коллекции, писали научные исследования. Существенный вклад в развитие науки внес Восточный институт – единственное на Дальнем Востоке высшее учебное заведение, которое являлось и первым научным центром в регионе. Основные усилия ученых были направлены на изучение современных живых языков, на исследование современной истории, географии, экономики, правоведения азиатских стран. Активно развивались контакты научных учреждений Приморья с учеными зарубежья.  

На Дальнем Востоке трудился выдающийся российский деятель генерал-губернатор Восточной Сибири граф Н.Н. Муравьев-Амурский, который внес большой вклад на дипломатическом поприще. С его участием были ратифицированы Айгуньский, затем Пекинский договоры, регламентирующие взаимоотношения Российской империи с Китаем. Далекое Приморье всегда влекло к себе российскую общественность. В разные годы здесь побывали ученые и путешественники, поэты и актеры, певцы и писатели: П.В. Виттенберг, Н.В. Комаров, С.О. Макаров, Н. Асеев, Д. Бурлюк, А. Фадеев, певица Л. Вяльцева, актриса В. Комиссаржевская. Огромный вклад в изучение края внес выдающийся путешественник и ученый В.К. Арсеньев. Более тридцати лет своей жизни он отдал исследованиям Дальнего Востока. Его книги, очерки способствовали широкому распространению знаний о крае.

7a5257eb0face1cecf084ec3db9cedf5.jpg


Уже с начала ХХ века Приморье становится наиболее заселенной и промышленно развитой территорией российского Дальнего Востока. В середине 20-х гг. здесь проживало около 600 тысяч человек, что составляло 44% всех дальневосточников. В 1923-1924 гг. был национализирован ряд заводов, пищевые предприятия, домовладения, восстановлены угольные шахты, пущены в эксплуатацию цеха крупнейшего на Дальнем Востоке судоремонтного предприятия – Дальзавода, расширялась сфера действия Владивостокского торгового порта.

В 1930-е годы край начинает получать существенные бюджетные капиталовложения, так как был подключен к реализации программы форсированной индустриализации и коллективизации сельского хозяйства в соответствии с первыми пятилетними государственными планами. Приморье рассматривалось государством как сырьевая база страны, в этом направлении и шло его экономическое развитие. Развернулось широкое строительство дорог, новых промышленных предприятий – горных, лесных, рыбных, судоремонтных и т. д. Реконструировались угольные шахты. Одной из ведущих отраслей края по-прежнему оставалась рыбная отрасль. Развивались также различные виды транспорта – железнодорожный, воздушный, значительно увеличились возможности Дальневосточного морского пароходства. В сельском хозяйстве были созданы колхозы, зажиточные крестьяне подвергались раскулачиванию и репрессиям. Бурное экономическое развитие потребовало обеспечение края новыми рабочими руками. Для этого государство организовало добровольное переселение на Дальний Восток рабочих и крестьянских семей из центральных регионов России, а также демобилизованных красноармейцев. Но, заселяя край российским населением, руководство страны в 1930-е гг. одновременно провело социально-демографическую “чистку” Приморья. Отсюда были принудительно выселены несколько десятков тысяч так называемых неблагонадежных и социально-чуждых лиц. Кроме того, в 1937-1938 гг. была проведена принудительная депортация из Приморья всех жителей корейской и китайской национальностей, всего около 200 тысяч человек. Тем не менее, несмотря на принудительные выселения, депортации, расстрелы и возвратную миграцию, население Приморья в 30-гг. росло довольно быстро. К 1940 г. его численность достигла 939 тысяч человек.

В геополитической системе советского государства Приморье, как и в дореволюционный период, занимало место одной из составных частей российского дальневосточного региона. В 20-е – 30-е годы под воздействием общегосударственных территориально-административных преобразований оно неоднократно меняло свой статус и имя. С 1922 по 1926 гг. это была Приморская губерния, которая входила в Дальневосточную область (ДВО). В 1926 г. ДВО была преобразована в Дальневосточный край (ДВК), а Приморская губерния сначала во Владивостокский округ, затем – в Приморскую и Уссурийскую области. Административным центром Дальнего Востока с 1923 по 1938 гг. был г. Хабаровск, где размещалось все региональное руководство, в непосредственном подчинении которого находились и приморские власти. 

20 октября 1938 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР “О разделении Дальневосточного края на Хабаровский и Приморский края” ДВК был разделен на две самостоятельные административно-территориальные единицы: Хабаровский край с центром в г. Хабаровске и Приморский край с центром в г. Владивостоке. С тех пор и по настоящее время Приморье имеет статус Приморского края с непосредственной подчиненностью Москве.

Выделение Приморья в самостоятельную единицу способствовало дальнейшему росту его производительных сил. Рост экономики промышленного производства в свою очередь отразился на развитии населенных пунктов. Ко времени организации край насчитывал 6 городов и 9 рабочих поселков.

Изначально в состав Приморского края вошли Приморская и Уссурийская области. Сегодня Приморье – это 12 городских округов и 22 муниципальных района, всего 659 населенных пунктов.

Год основания Приморского края оставил след в его истории знаменитыми Хасанскими событиями – вооруженным пограничным конфликтом в районе озера Хасан и реки Туманная. Первую проверку новоиспеченный регион прошел успешно.

В 1940 году численность Приморского края достигала уже 939 тысяч человек.

В 1941 году Приморский край вместе со всей страной поднялся на борьбу с фашистской Германией, став закрытой укрепленной базой военно-морских сил Тихоокеанского флота. В годы Великой Отечественной войны Приморье сыграло огромную роль в обеспечении советских войск, переправив львиную долю грузов по ленд-лизу.

Годы второй мировой войны стали для приморцев временем напряжения всех жизненных сил. На край легла большая нагрузка по производству военной техники и снарядов, судоремонту, добыче леса, угля, редких и цветных металлов. Приморье вместе с другими прибрежными районами Дальнего Востока стало практически единственной рыбопромысловой базой страны. Порт Владивосток, Дальневосточное морское пароходство и Дальневосточная железная дорога выполняли основной объем транспортных перевозок в СССР.


история СССР.jpg

После окончания Второй мировой войны Приморье продолжало развиваться как крупный промышленно-аграрный район Дальнего Востока с сохранением преимущественно сырьевой специализации. Здесь осваивались все новые и новые месторождения угля и руд, строились горно-обогатительные фабрики, новые электростанции. Кроме того, крупные государственные капиталовложения были внесены на создание предприятий военно-промышленного комплекса. Большинство предприятий добывающей и военно-промышленной отрасли имели всесоюзное значение и подчинялись союзным министерствам и ведомствам. К середине 1960 гг. созданы также новые для края отрасли промышленности: химическая, электротехническая, приборостроительная, инструментальная, фарфоровая, мебельная и др.

В послевоенные годы регион стал наиболее индустриально развитым районом Дальнего Востока, крупным промышленно-аграрным центром с преимущественно сырьевой специализацией.

В 50-х годах 20 века в Приморье началось бурное жилищное строительство. Посетивший край в 1953 году первый секретарь ЦК КПСС Никита Хрущев велел сделать Владивосток «городом лучшим, чем Сан-Франциско».

Таким отраслям, как рыбная, лесная, цветная металлургия, горно-химическая и машиностроение, придавалось общегосударственное значение. Развивались электроэнергетика, а также строительная, топливная, легкая и пищевая промышленность.

С начала 60-х годов стали создаваться новые для края отрасли: химическая, электротехническая, инструментальная, приборостроение. Были построены предприятия горно-металлургической промышленности. К началу 70-х годов в Приморье существовало более 300 собственных промышленных производств. Доля Приморья в экспортных поставках продукции дальневосточных предприятий, пользовавшейся спросом более чем в 50 странах мира, составляла до 50%.

К концу 70-х численность населения Приморского края достигала почти 2 миллионов человек.

В 1992 году произошло знаменательное для истории края событие – Владивосток снова стал открыт для иностранных граждан.

С конца 1991 г. Приморский край, оставшись тем же административно-территориальным региональным образованием, стал входить фактически в другую, новую страну – в Россию.

С отделением от России приморских районов – прибалтийских, украинских, грузинских – повысилось значение транспортно-транзитных функций Дальневосточного региона, особенно портов Приморья, его роль во внешнеэкономических связях России со странами АТР.

Ключевым событием новейшей истории Приморья стал саммит АТЭС. Это событие, состоявшееся в сентябре 2012 года, вписало Владивосток на мировую политическую карту и дало региону мощный импульс развития. К саммиту были построены кампус ДВФУ, два моста, морская эстакада, новый мусорный полигон, новые объекты энергетики, медицинский центр, театр оперы и балета, ледовый комплекс, новый аэропорт, 150 километров дорог и многое другое. 

Еще одним знаковым событием в жизни края стал Восточный экономический форум – второй в стране форум уровня Президента России. В 2017 году форум во Владивостоке прошел уже в третий раз. 

Новую веху в развитии Приморья обозначил федеральный закон о Свободном порте Владивосток, который вступил в силу в октябре 2015 года. Закон предоставил специальные налоговые, административные, таможенные условия для ведения на территории Свободного порта инвестиционной деятельности. 

Вехи истории Приморья



X тысячелетие до нашей эры,
эпоха палеолита
На территории Приморья возникают первые поселения
800-е годы до н.э. – 
500-е годы до н.э.
В прибрежной зоне и на западе территории появляются крупные поселения, развивается рыболовство, земледелие.
Средние века Приморские территории в составе тунгусо-манчжурского государства Бохай (VIII – X), затем – чжурчжэньского Цзинь (X-XIII, цивилизация разрушена монголами), Восточного Ся (XIII).
Середина XIX века Россия укрепляет позиции на северо-западном побережье Тихого океана, восстанавливает хозяйство и быт на территории Приморья. Успехом в освоении края Россия обязана генерал-губернатору Восточной Сибири Н.Н. Муравьеву-Амурскому.
1856-1860 Образована Приморская область. В ее состав вошла вся российская территория между Амуром и югом Охотского моря, земли между правым берегом Амура, Уссури и Японским морем.
1860,
2 июля
Основание Владивостокского поста.
1871 Владивосток становится главной базой Сибирской военной флотилии.
1880 Владивосток получает статус города.
1889 Владивосток получает статус военно-морской крепости
1891 Начинается строительство Транссибирской железнодорожной магистрали.
1860-е – 
1910-е
Переселение в Приморье жителей центральных районов России: крестьян и военных. К началу февральской революции численность населения составила 307 тысяч 332 человека.
1918-1922 Военная интервенция иностранных держав: Японии, США, Великобритании, Италии и других – во Владивостоке и Приморье в поддержку белого движения.
1930-е В составе Дальневосточного края образованы четыре территории, в том числе Приморский край с центром во Владивостоке. Индустриализация, приток населения.
1938 Бои между СССР и Японией при озере Хасан завершились окончательной победой советских войск. 20 октября 1938 года указом Президиума Верховного Совета СССР Дальневосточный край был разделен на Хабаровский и Приморский регионы. В этот день Приморский край получил свое современное название и обрел нынешний административно-территориальный статус.
1941-1945 На фронт Великой Отечественной войны ушли десятки тысяч приморцев. Владивосток становится крупнейшим портом в СССР. Победа в войне.
1950-е Приморье становится наиболее индустриально развитым районом Дальнего Востока, крупным промышленно-аграрным центром с преимущественно сырьевой специализацией.
1960-е – 1980-е Крупное жилищное строительство. Создана химическая, электротехническая, приборостроительная, инструментальная промышленность.
1970-е К началу 70-х годов в Приморье действуют более 300 собственных промышленных производств. Доля Приморья в экспортных поставках продукции дальневосточных предприятий достигает 50%. К концу 70-х численность населения Приморского края составляет почти 2 миллиона человек.
1972 Переименование китайских и аборигенных географических названий в крае.
1992,
1 января
Владивосток открыт для иностранных граждан.
2000 Приморский край входит в состав образованного Дальневосточного федерального округа.
2012, сентябрь Проведение саммита АТЭС во Владивостоке в новом кампусе ДВФУ активизирует развитие местной инфраструктуры.
2015 Порт Владивосток принял статус свободного. В Приморье созданы территории опережающего развития (ТОР). С 2015 года по Указу Президента России во Владивостоке ежегодно проходит Восточный экономический форум.
2015 – настоящее время Идет активная работа по созданию ТОР и Свободного порта Владивосток. В регион приходят инвесторы, начинается реализация масштабных проектов.