Федеральный государственный надзор в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания

18 марта 2022 года Министерством лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Приморского края (далее – министерство) проведено совещание с пользователями объектами животного мира. На совещании указано на изменения законодательства при осуществлении контрольно-надзорной деятельности в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов и в области охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания.

В ходе совещания были озвучены основные изменения в законодательстве, проведен анализ следующих нормативно-правовых актов:

- федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации»;

- федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации»;

- постановление Правительства РФ от 30.06.2021 № 1065 «О федеральном государственном охотничьем контроле (надзоре)»;

приказ Минприроды России от 13.01.2011 №1 «Об утверждении порядка принятия решения о регулировании численности охотничьих ресурсов и его форма»;

- приказ Минприроды России от 24.07.2020 № 477 «Об утверждении Правил охоты»

- приказ Минприроды России от 06.07.2020 № 412 «Об утверждении порядка  установления на местности границ зон охраны охотничьих ресурсов»;

приказ Минприроды России от 24.12.2010 № 560 «Об утверждении видов и состав биотехнических мероприятий, а также порядка их проведения в целях сохранения охотничьих ресурсов»;

приказ Минприроды России от 29.08.2014 № 379 «Об утверждении Порядка оформления и выдачи разрешений на добычу охотничьих ресурсов, порядка подачи заявок и заявлений, необходимых для выдачи таких разрешений, и утверждении форм бланков разрешений на добычу копытных животных, медведей, пушных животных, птиц»;

- приказ Минприроды России от 27.11.2020 № 981 «Порядок принятия документа об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов, внесения в него изменений и требований к его содержанию;

- приказ Минприроды России от 27.11.2020 № 981 «Об установлении порядка ведения, структуры, состава и форм государственного охотхозяйственного реестра, а также порядка сбора и хранения документированной информации, содержащейся в государственном охотхозяйственном реестре, предоставления такой информации заинтересованным лицам, форм обмена такой информацией и о признании утратившими силу приказов Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 6 сентября 2010 г. № 345 и от 17 июня 2014 г. № 269»;

- приказ Минприроды России от 25.11.2020 N 965 «Об утверждении  нормативов допустимого изъятия охотничьих ресурсов и нормативы численности охотничьих ресурсов в охотничьих угодьях.

Охотпользователям указано, что в рамках осуществления государственного надзора Министерством проводятся:

- профилактические мероприятия:

а) информирование;

б) обобщение правоприменительной практики;

в) объявление предостережения;

г) консультирование;

д) профилактический визит;

- контрольные (надзорные) мероприятия:

а) инспекционный визит;

б) рейдовый осмотр;

в) документарная проверка;

г) выездная проверка;

- без взаимодействия с контролируемым лицом проводятся следующие контрольные (надзорные) мероприятия:

а) наблюдение за соблюдением обязательных требований;

б) выездное обследование.

 Плановые и внеплановые проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей

В 2021 Министерством проведено 12 плановых проверок и 1 внеплановая проверка юридических лиц в рамках осуществления обозначенных видов надзоров.

По результатам проверки в деятельности 12 охотпользователей выявлены нарушения законодательства об охоте.

По итогам проверки составлено 10 протоколов об административных правонарушениях (в отношении юридических лиц - 4, должностных лиц - 6) и выдано 28 предписаний об устранении нарушений обязательных требований.   

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 марта 2022 года № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» проверки в 2022 году проводится не будут.

В первом квартале 2022 года Министерство выдано 8 предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований охотпользователям Приморского края в части недопущения нарушений при проведении мероприятий по учету численности охотничьих ресурсов.

Указано на необходимость проведения учета численности охотничьих ресурсов в зимний период 2022 года в строгом соответствии с:

1) ч.5, ч.7 ст. 36 Федерального закона от 24.07.2009 №209-ФЗ «Об охоте и сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;

2) методическими рекомендациями по учету численности охотничьих ресурсов методом зимнего маршрутного учета утвержденных приказом ФГБУ «ФЦРОХ» от 24.11.2021 №86 «О методиках учета численности охотничьих ресурсов».

Исходя из анализа проведенных охотпользователями (которым выданы предостережения) мероприятий по учету численности охотничьих ресурсов, мероприятия проведены в соответствии с требованиями федерального закона от 24.07.2009 №209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», что исключило проведение как контрольно-надзорных мероприятий, так и привлечение охотпользователей к административной ответственности.

 Анализ нарушений обязательных требований,

выявленных в отношении физических лиц на территории обитания объектов животного мира

 Проведенный анализ выявленных в ходе контрольно-надзорных мероприятий нарушений обязательных требований законодательства Российской Федерации в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов позволил определить наиболее часто встречающиеся нарушения, допускаемые физическими лицами. В их числе:

- производство охоты без разрешительных документов (разрешения на добычу охотничьих ресурсов, охотничьего билета, путевки, разрешения на ношение и хранение охотничьего огнестрельного длинноствольного оружия);

- нахождение в охотничьих угодьях в (на) механических транспортных средствах, плавательных средствах с включенным мотором, в том числе не прекративших движение по инерции после выключения мотора, с расчехленным или заряженным или имеющим патроны (снаряды) в магазине охотничьим огнестрельным (пневматическим) оружием;

- осуществление охоты с нарушением установленных правилами охоты сроков охоты, в том числе добыча видов, запрещенных к добыче (самки уток);

- осуществление охоты недопустимыми для использования орудиями охоты или способами охоты.

Охотпользователям рекомендовано провести профилактические мероприятия среди охотников (при выдаче разрешений на добычу охотничьих ресурсов) для снижения количества выявляемых нарушений и исключения случаев причинения ущерба объектам животного мира.

 Обзор типичных нарушений

 Выдача разрешений на добычу охотничьих ресурсов осуществляется с нарушением требований приказа Минприроды России от 29.08.2014 №379.

В частности, неполно или неверно заполняются выданные разрешения на добычу охотничьих ресурсов: не указываются сведения о виде охоты, который предполагается осуществлять, либо вид указывается неверно (например, спортивная охота), не указывается пол копытного животного, неверно указан возраст копытного животного: «сеголеток», а также не полностью указана дата выдачи охотничьего билета, отсутствует подпись охотника и пр.

Были выявлены случаи, когда разрешения на добычу охотничьих ресурсов выданы с нарушением установленного срока охоты на соответствующий вид охотничьих ресурсов в закрепленных охотничьих угодьях, с нарушением установленной нормы в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов (допустимой нормы добычи охотничьих ресурсов).

Выдача разрешений на добычу охотничьих ресурсов производится в отсутствие соответствующих заявлений от физических лиц. Не выдается путевка (документ, подтверждающий заключение договора об оказании услуг в сфере охотничьего хозяйства), отсутствует документ, устанавливающий стоимость услуг, оказываемых в сфере охотничьего хозяйства. В то время как согласно ч. 1 ст. 55 Закона об охоте услуги в сфере охотничьего хозяйства оказываются на основании договоров возмездного оказания услуг в соответствии с гражданским законодательством.

Отсутствие объектов охотничьей инфраструктуры.

В соответствии со ст.27 Закона об охоте, по охотхозяйственному соглашению одна сторона (юридическое лицо или индивидуальный предприниматель) обязуется обеспечить проведение мероприятий по сохранению охотничьих ресурсов и среды их обитания и создание охотничьей инфраструктуры. 

Распоряжением Правительства РФ от 11.07.2017 № 1469-р «Об утверждении перечня объектов, относящихся к охотничьей инфраструктуре» установлен перечень объектов охотничьей инфраструктуры: вольер, питомник диких животных, ограждения для содержания и разведения охотничьих ресурсов в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания, егерский кордон и охотничья база.

Необходимо учесть, что при строительстве объектов охотничьих объектов необходимо получить правоустанавливающие документы на лесной или земельный участок.

Регулирование численности охотничьих ресурсов.

Охота в рамках регулирования численности охотничьих ресурсов осуществляют исключительно работники охотпользователей, выполняющим обязанности, связанные с осуществлением охоты и сохранением охотничьих ресурсов, на основании:

- трудового договора;

- гражданско-правового договора.

Охотпользователь обязан не позднее 10 календарных дней со дня окончания срока регулирования численности охотничьих ресурсов направить в Министерство информацию о регулировании численности охотничьих ресурсов по форме утвержденной приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 28 июля 2021 г. № 519.