Экономика Приморского края



Уникальное географическое положение определяет структуру экономики региона. Базовыми отраслями, дающими 80% ВРП, являются промышленное производство, строительство, оптовая и розничная торговля, транспорт и связь, сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство, рыболовство, рыбоводство.

Перспективные направления, соответствующие стратегии развития края, - транспортировка и глубокая переработка углеводородного сырья, транспортно-логистический комплекс, высокотехнологичные производства с высокой производительность труда, сельское хозяйство, рыбопереработка и марикультура, туризм.

6.jpg

Наиболее развитой частью экономики Приморья является промышленный комплекс. Он даёт почти треть валового регионального продукта. Здесь сосредоточено 30% основных производственных фондов и 27% трудоспособного населения края, занятого в экономике. 

Основой экономики края являются богатые природные ресурсы как континентального, так и океанического характера.

В структуре валового регионального продукта 21,4% составила доля транспорта и связи, 7,5% – обрабатывающих производств, 5,04% - сельского хозяйства, 4,9% - доля рыбной отрасли.

В первом полугодии 2019 года индекс промышленного производства в Приморье составил 105,6% по отношению к первому полугодию 2018 года. По этому показателю наш регион – на четвертом месте среди субъектов ДФО после Магаданской области, Бурятии и Якутии.

В частности, индекс производства по добыче полезных ископаемых составил в Приморье 118,8%. Это второй показатель на Дальнем Востоке после  Магаданской области. В этой сфере отгружено товаров собственного производства, выполнено работ и услуг собственными силами на 11,7 миллиарда рублей – 114,3% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. 


Итоги промышленного производства в Приморском крае в первом полугодии 2019года - инфографика


Транспортно-логистическая отрасль

Транспортно-логистическая отрасль – одна из ведущих отраслей промышленности Приморья. Через край пролегают транзитные торговые пути между Европой и Восточной Азией, между Северо-Восточной Азией и Северной Америкой. Здесь сходятся все транспортные развязки, связывающие порты края, сухопутные пограничные переходы Россия-Китай. Наличие прямого железнодорожного выхода к крупным морским портам Тихоокеанского побережья, а также к сухопутным пограничным переходам Пограничный – Суйфэньхэ, Хасан – Туманган создаёт благоприятные условия для внутренних и внешних перевозок.

Всю территорию края с севера на юг пересекает крупнейшая в России и в мире Транссибирская магистраль. Основная линия подходит к морю и заканчивается во Владивостоке, а еще два ответвления подходят к портам Находки, Зарубино и Посьета. От Транссиба отходит ряд широтных железнодорожных ответвлений: на восток - во внутренние районы края и на запад - к российско-китайской границе. 

транспортные коридиры.jpg

Через территорию Свободного порта Владивосток проходят международные транспортные коридоры (МТК) «Приморье-1» и «Приморье-2». МТК соединяют китайские провинции Хэйлунцзян и Цзилинь с морским портами Приморского края. Проекты транспортных коридоров представляют собой практическое взаимовыгодное сопряжение Шелкового пути и Евразийского экономического союза. В рамках реализации проектов развития транспортных коридоров ведется модернизация приграничной инфраструктуры, включая строительство и расширение портов, пунктов пропуска, автомобильной и железнодорожной инфраструктуры. Предусмотрено значительное упрощение приграничных процедур для транзитных грузов с российской и китайской стороны. Прогнозируется, что с 2030 года "Приморье-1" и "Приморье-2" обеспечат прирост ВВП России в размере 29 миллиардов рублей в год и ежегодное увеличение налогов и сборов на 5,7 миллиарда. (Подробнее о МТК "Приморье-1" и "Приморье-2" - в разделе "Инвестиционные возможности" и в подборке новостей)

Приморский край играет основную роль в обеспечении морских перевозок на Дальнем Востоке. Транспортный комплекс региона имеет четыре морских транспортных узла: Владивостокский; Восточно-Находкинский; Хасанский (Южный); Северный.

Основные морские порты - Владивосток, Находка, «Восточный», Посьет, Зарубино. Грузооборот приморских портов за последние 7 лет вырос почти на 70%. Практически на всех предприятиях идет модернизация и расширение производственных мощностей. Так, «Восточный Порт» (пос. Врангель) реализует масштабный инвестпроект по строительству третьей очереди угольного комплекса. Уже сегодня это крупнейший в России специализированный угольный публичный порт, через который проходит пятая часть всего угольного экспорта из морских портов России. Расширение мощностей позволит через 2 года увеличить грузооборот порта с нынешних 23,5 млн тонн угля до 39 млн тонн в год.

Воздушный транспорт осуществляет перевозки через главный аэропорт края “Владивосток”, допущенный к выполнению международных полетов. 

 

малая авиация.jpg

В Приморье активно развивается малая авиация, субсидируются внутрикраевые пассажирские авиаперевозки. 

Сегодня в Приморье практически восстановлена советская сеть авиамаршрутов. Самолеты DHC-6 выполняют рейсы из Владивостока в Кавалерово, Пластун, Дальнереченск, Дальнегорск, Преображение, Терней, из Тернея – в Амгу, Светлую, Единку, из Кавалерово в Хабаровск.

Для населения Приморья установлен социальный тариф. Благодаря этому удалось на самолетах DHC-6 снизить стоимость билетов в два раза, а для вертолетов – в 10 раз.

За годы развития краевой авиации пассажиропоток на местных авиалиниях увеличился в пять раз. В 2018 году количество пассажиров на внутренних рейсах составило 40 156 человек. 

Особое внимание уделяется развитию аэродромной инфраструктуры. Так, в 2018 году отремонтировали взлетно-посадочную полосу в Дальнереченске, которая принимает самолеты DHC-6, и построили аэровокзал в п. Терней.. В 2017 году были построены служебно-пассажирские здания в поселках Восток и Светлая. Годом ранее мини-аэровокзалы появились в Дальнегорске, Амгу и Преображении. 

Приморский край лидирует в ДВФО по протяжённости автомобильных дорог общего пользования. Регулярные автобусные перевозки в межмуниципальном и пригородном сообщении выполняют 45 транспортных компаний по 188 маршрутам.

На территории Приморского края действуют 17 пограничных пунктов пропуска: восемь морских, пять автомобильных, три железнодорожных и один авиационный. Международный аэропорт «Кневичи» в 2016 г. обслужил 1,85 млн пассажиров.

Деятельность в сфере транспорта в Приморье осуществляют свыше 8,8 тысяч предприятий и организаций (по состоянию на январь 2017 г.), на которых трудятся 62 тысячи человек.

3.jpg

Рыбная отрасль

Рыбная отрасль является ключевой в структуре промышленности региона и оказывает большое влияние на экономику не только края и Дальнего Востока, но и всей России. На территории края действуют более 130 предприятий отрасли. Ежегодно добывается более 1,5 млн тонн рыбы и морепродуктов. Всеми предприятиями вырабатывается около 800 тысяч тонн разнообразной пищевой рыбной продукции, консервированной продукции производится более 110 млн условных банок. 

76 рыбоводных хозяйствам предоставлено в пользование 205 рыбоводных участка общей площадью более 44 тысяч гектаров. На рыбоводных участках выращивают гребешок приморский, мидию тихоокеанскую, устрицы, трепанг дальневосточный, ламинарию и морских ежей.

В 2018 году приморскими предприятиями добыто 707 тысяч тонн водных биоресурсов. Из них выловлено более 455 тысяч тонн минтая и почти 100 тысяч тонн сельди, более 25 тысяч тонн крабов, более 2,8 тысячи тонн креветки.


Приморские рыбаки первыми в стране начали осваивать глубоководные ресурсы краболовами-процессорами. Мощное современное оборудование, установленное на суднах, позволяет осуществлять промысел на глубине до 2,5 тысяч метров. 



рыба консервы.jpg


Лесная и деревообрабатывающая промышленность

Одна из старейших отраслей экономики Приморского края – лесная и деревообрабатывающая промышленность. Основные лесозаготовительные базы расположены в Тернейском, Пожарском, Анучинском, Чугуевском и Красноармейском районах.

В целях борьбы с незаконной вырубкой лесов с 1 июля 2017 года в крае работает система космомониторинга лесного фонда «Кедр», разработанная Всемирным фондом дикой природы. В круглосуточном режиме специалисты следят за данными в информационной системе, которая анализирует состояние лесного покрова за последние две недели и сообщает о выявленных пробелах. Это позволяет более эффективно бороться с «черными лесорубами».

В рамках проведения Года экологии высажено более 3,5 млн саженцев на площади более тысячи гектаров.

Горнодобывающая промышленность

Горнодобывающая промышленность представлена предприятиями цветной металлургии, горной химии, угледобывающей отрасли. В крае производится более 92% плавикового шпата России, 64% вольфрамовых концентратов, почти 100% борных продуктов, 73,6% свинца в концентрате и 8,4% свинца рафинированного, добывается 18,2% олова России.

Сырьевой базой цветной металлургии являются крупные месторождения полиметаллических руд, расположенные в северных районах края, и месторождение плавикового шпата в Хорольском районе. Цветная металлургия представлена ОАО «Дальполиметалл» (г. Дальнегорск), специализирующимся на добыче свинцово-цинковых руд, выплавке свинца, висмута и серебра; ОАО «Приморский ГОК» (пос. Восток Красноармейского района) и ОАО «Лермонтовская горнорудная компания», занимающимися добычей и переработкой вольфрамовых руд; АО «Русская горнорудная компания» (Ярославский ГОК), осваивающей месторождения плавикового шпата.

Горнохимическая промышленность представлена АО «Бор» (г. Дальнегорск) – единственным производителем боропродуктов в России. «Бор» выпускает борную и серную кислоты, борат кальция.

Угольная промышленность - одна из старейших в крае. Ресурсной базой являются месторождения угля в основном в южной части Приморского края, крупнейшими из которых считаются Бикинское и Павловское.

Машиностроение и металлообработка

Машиностроение и металлообработка – важные отрасли промышленного комплекса Приморского края. Основной специализацией являются: судоремонт и судостроение, машино - и приборостроение, авиастроение. На предприятиях отрасли осуществляется ремонт морских судов, производятся самолеты и вертолеты, навигационные приборы.

вертолет прогресс.jpg

Так, Арсеньевская авиационная компания «Прогресс» – одно из крупнейших предприятий аэрокосмической промышленности России, входящее в холдинг АО «Вертолеты России», выпускает одну из самых совершенных боевых машин в своем классе – разведывательно-ударные вертолеты Ка-52 «Аллигатор», которые поставляются ВВС России.

Топливно-энергетический комплекс

Электроэнергетика, занимающая в структуре промышленного производства Приморья более 1/3, является важнейшим элементом производственной инфраструктуры. Линии электропередачи южной, наиболее населённой части Дальнего Востока, объединены в энергосистему, которая имеет единый режим работы. Крупнейшими потребителями электроэнергии являются промышленность и жилищно-коммунальное хозяйство. 

В первом полугодии 2019 года производство, передача и распределение электроэнергии выросло в Приморье на 5,8% по сравнению с аналогичным периодом 2018 года. Увеличили выработку электроэнергии: 

на 7,93% «Приморская генерация» АО «ДГК»

на 8,76% Приморская ГРЭС филиала «ЛуТЭК»

 Производство электрооборудования увеличилось на 60%.

Пищевая промышленность

Пищевая промышленность представляет крупный комплекс из 13 отраслей, в состав которых входят более 350 предприятий. В структуре промышленного производства доля пищевой промышленности составляет 38,4%, в том числе на перерабатывающие отрасли приходится около 15%.

Приморье лидирует в ДФО по ситуации на рынках товаров и услуг. У региона лучшие показатели по обороту розничной торговли (в первом полугодии 2019 года - почти 196,8 миллиарда рублей, то есть 102,5% к первому полугодию 2018 года).

Сельское хозяйство

Сельскохозяйственное производство ведётся по всей территории Приморского края, но основные объёмы сконцентрированы в южной и юго-западных зонах. Климатические условия благоприятны для возделывания практически всех культур, включая теплолюбивые (рис, бахчевые, баклажаны, перец).

Валовая продукция сельского хозяйства Приморского края за последние пять лет увеличилась на 14% и стабильно составляет около 1% валовой продукции сельского хозяйства Российской Федерации. Основную долю в краевой продукции растениеводства занимают соя, кукуруза, картофель и овощи, в животноводстве - выращивание скота и птицы, производство молока. Площадь сельскохозяйственных угодий, закрепленных за землепользователями края, составляет 1 194,1 тысяч гектаров, в том числе 707,6 тысяч гектаров пашни.

Большой вклад в развитие сельского хозяйства края вносят резиденты территории опережающего развития (ТОР) «Михайловский» — компании «Мерси Трейд» и «РусАгро-Приморье». Строительство этими компаниями 16 свинокоплексов обеспечит производство около 150 тысяч тонн свинины в год.

В Приморье по итогам 2018 года произведено продукции сельского хозяйства в объеме 41 миллиард рублей. 

 По данным весеннего учета 2019 года посевные площади основных сельскохозяйственных культур под урожай 2019 года в хозяйствах всех категорий составили в Приморье:  по зерновым и зернобобовым культурам, включая кукурузу – 102,4 тысячи гектаров (105,7%); по картофелю – 18,9 тысяч гектаров (94%), по овощам – 8 тысяч гектаров (98,8%). При этом некоторое снижение по количеству посевных площадей отмечено во всех субъектах ДФО.

В производстве продуктов животноводства в хозяйствах всех категорий Приморье на втором месте по производству яиц – 125 миллионов штук в первом полугодии. Также произведено 10,2 тысячи тонн скота и птицы, 61,2 тысячи тонн молока. Это близко к средним показателям по Дальнему Востоку. 

9814a47944cf60e31833a403104eb27e.jpg


Внешнеторговый оборот

Уникальное географическое положение Приморья предопределяет особую роль края в реализации стратегических и экономических интересов России в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Китай, Корея и Япония являются основными торговыми партнёрами Приморского края, на долю которых ежегодно приходится более 80% внешнеторгового оборота Приморья.

По итогам 2018 года внешнеторговый оборот Приморского края увеличился на 12% по сравнению с 2017 годом и составил примерно 7,6 миллиардов долларов США.

В 2018 году регион осуществлял внешнеторговую деятельность с 124 государствами. Наиболее значимыми из них по объему товарооборота стали Китай, Республика Корея и Япония. Также среди партнеров – Египет и страны СНГ: Армения, Азербайджан, Беларусь, Казахстан, Республика Молдова, Киргизия, Таджикистан, Узбекистан и Украина.

Общий объем экспорта в Приморье в 2018 году вырос на 12,2% и достиг 3,4 миллиардов долларов, импорт увеличился на 11,8% и составил 4,1 миллиарда долларов.

Традиционно лидером по объему товарооборота стала Китайская Народная Республика. Объем торговли с этой страной вырос на 23% и составил 4 миллиарда долларов – это чуть более половины от всего внешнеторгового оборота края. Экспорт увеличился на 23,2%, импорт – на 22,6%.

На втором месте – Республика Корея. С этим государством объем торговли также возрос и по итогам года достиг 1,4 миллиардов долларов. Прирост составил 19,4%, в том числе по экспорту – 26,9%, по импорту – 5,9%.

Третье место – у Японии. По итогам года товарооборот края с этой страной составил около 726 миллионов долларов, при этом значительно вырос экспорт приморской продукции на территорию этого государства.

Отметим, товарооборот с Египтом в прошлом году составил 399 миллионов долларов. Объем торговли со странами СНГ достиг 46 миллионов долларов, при этом на экспорт пришлось около 9 миллионов долларов, на импорт – почти 37 миллионов долларов. Наибольший объем товарооборота пришелся на Республику Беларусь и Казахстан.

Развитие предпринимательства

Приморский край является лидером на Дальнем Востоке по основным показателям развития малого и среднего предпринимательства. На Приморье приходится 44% оборота малых предприятий ДФО.

В сфере малого и среднего предпринимательства работают более 263 тысяч человек – это 26,7% населения, занятого в экономике края.

Оборот малых и средних предприятий составляет более 950 миллиардов рублей или 63,2% общего оборота всех организаций Приморья.

Чтобы поддержать и усилить предпринимательскую активность в крае, реализуется целый комплекс мер поддержки.

В целях снижения налогового бремени по инициативе Администрации края был принят региональный закон, предусматривающий снижение в два раза ставок по налогу по упрощенной системе налогообложения для впервые зарегистрированных предпринимателей,

Принят региональный проект «Расширение доступа субъектов МСП к финансовым ресурсам, в том числе льготному финансированию», в 2019 году на его финансирование предусмотрено 458 миллионов рублей. Проект предусматривает создание микрофинансовой организации для малого бизнеса с кредитами по ключевой ставке Центробанка, пополнение гарантийного фонда, а также субсидирование лизинговых платежей.

В Приморском крае запущена программа выращивания поставщиков для крупных заказчиков, таких как Интер-РАО, РЖД, ДЭК, Ростелеком, Примавтодор, ДЦСС «Звезда» и др.