Экономика Приморского края

Cannot find 'fixed_side_events' template with page ''

Уникальное географическое положение определяет структуру экономики региона. Базовыми отраслями, дающими 80% ВРП, являются промышленное производство, строительство, оптовая и розничная торговля, транспорт и связь, сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство, рыболовство, рыбоводство.

Перспективные направления, соответствующие стратегии развития края, - транспортировка и глубокая переработка углеводородного сырья, транспортно-логистический комплекс, высокотехнологичные производства с высокой производительность труда, сельское хозяйство, рыбопереработка и марикультура, туризм.

6.jpg

Наиболее развитой частью экономики Приморья является промышленный комплекс. Он даёт почти треть валового регионального продукта. Здесь сосредоточено 30% основных производственных фондов и 27% трудоспособного населения края, занятого в экономике. 

Основой экономики края являются богатые природные ресурсы как континентального, так и океанического характера.

В структуре валового регионального продукта 21,4% составляет доля транспорта и связи, 7,5% – обрабатывающих производств, 5,04% - сельского хозяйства, 4,9% - доля рыбной отрасли.



Транспортно-логистическая отрасль

Транспортно-логистическая отрасль – одна из ведущих отраслей промышленности Приморья. Через край пролегают транзитные торговые пути между Европой и Восточной Азией, между Северо-Восточной Азией и Северной Америкой. Здесь сходятся все транспортные развязки, связывающие порты края, сухопутные пограничные переходы Россия-Китай. Наличие прямого железнодорожного выхода к крупным морским портам Тихоокеанского побережья, а также к сухопутным пограничным переходам Пограничный – Суйфэньхэ, Хасан – Туманган создаёт благоприятные условия для внутренних и внешних перевозок.

Всю территорию края с севера на юг пересекает крупнейшая в России и в мире Транссибирская магистраль. Основная линия подходит к морю и заканчивается во Владивостоке, а еще два ответвления подходят к портам Находки, Зарубино и Посьета. От Транссиба отходит ряд широтных железнодорожных ответвлений: на восток - во внутренние районы края и на запад - к российско-китайской границе. 

транспортные коридиры.jpg

Через территорию Свободного порта Владивосток проходят международные транспортные коридоры (МТК) «Приморье-1» и «Приморье-2». МТК соединяют китайские провинции Хэйлунцзян и Цзилинь с морским портами Приморского края. Проекты транспортных коридоров представляют собой практическое взаимовыгодное сопряжение Шелкового пути и Евразийского экономического союза. В рамках реализации проектов развития транспортных коридоров ведется модернизация приграничной инфраструктуры, включая строительство и расширение портов, пунктов пропуска, автомобильной и железнодорожной инфраструктуры. Предусмотрено значительное упрощение приграничных процедур для транзитных грузов с российской и китайской стороны. Прогнозируется, что с 2030 года "Приморье-1" и "Приморье-2" обеспечат прирост ВВП России в размере 29 миллиардов рублей в год и ежегодное увеличение налогов и сборов на 5,7 миллиарда. (Подробнее о МТК "Приморье-1" и "Приморье-2" - в разделе "Инвестиционные возможности" и в подборке новостей)

Приморский край играет основную роль в обеспечении морских перевозок на Дальнем Востоке. Транспортный комплекс региона имеет четыре морских транспортных узла: Владивостокский; Восточно-Находкинский; Хасанский (Южный); Северный.

Основные морские порты - Владивосток, Находка, «Восточный», Посьет, Зарубино. Грузооборот приморских портов за последние 7 лет вырос почти на 70%. Практически на всех предприятиях идет модернизация и расширение производственных мощностей.

Воздушный транспорт осуществляет перевозки через главный аэропорт края “Владивосток”, допущенный к выполнению международных полетов. 

 

малая авиация.jpg

В Приморье активно развивается малая авиация, субсидируются внутрикраевые пассажирские авиаперевозки. Сегодня в Приморье практически восстановлена советская сеть авиамаршрутов. Самолеты DHC-6 выполняют рейсы из Владивостока в Кавалерово, Пластун, Дальнереченск, Дальнегорск, Преображение, Терней, из Тернея – в Амгу, Светлую, Единку, из Кавалерово в Хабаровск.

Для населения Приморья установлен социальный тариф. Благодаря этому удалось на самолетах DHC-6 снизить стоимость билетов в два раза, а для вертолетов – в 10 раз.

Приморский край лидирует в ДВФО по протяжённости автомобильных дорог общего пользования. Регулярные автобусные перевозки в межмуниципальном и пригородном сообщении выполняют 45 транспортных компаний по 188 маршрутам.

На территории Приморского края действуют 17 пограничных пунктов пропуска: восемь морских, пять автомобильных, три железнодорожных и один авиационный.

Деятельность в сфере транспорта в Приморье осуществляют свыше 8,8 тысяч предприятий и организаций (по состоянию на январь 2017 г.), на которых трудятся 62 тысячи человек.

3.jpg

Рыбная отрасль

Рыбная отрасль является ключевой в структуре промышленности региона и оказывает большое влияние на экономику не только края и Дальнего Востока, но и всей России. Рыбный комплекс края производит 15% всей рыбопродукции страны и 25 % на Дальнем Востоке.

На территории края действуют более 130 предприятий отрасли. Ежегодно добывается более 1,5 млн тонн рыбы и морепродуктов. Всеми предприятиями вырабатывается около 800 тысяч тонн разнообразной пищевой рыбной продукции, консервированной продукции производится более 110 млн условных банок. 

76 рыбоводных хозяйствам предоставлено в пользование 205 рыбоводных участка общей площадью более 44 тысяч гектаров. На рыбоводных участках выращивают гребешок приморский, мидию тихоокеанскую, устрицы, трепанг дальневосточный, ламинарию и морских ежей.

Приморские рыбаки первыми в стране начали осваивать глубоководные ресурсы краболовами-процессорами. Мощное современное оборудование, установленное на суднах, позволяет осуществлять промысел на глубине до 2,5 тысяч метров.
В 2020 году приморские предприятия выловили более 830 тысяч тонн водных биоресурсов. Объемы вылова выросли на 12% к уровню прошлого года. Благодаря благоприятной промысловой обстановке увеличилась добыча минтая, селедки, иваси, трески, макруруса и кальмара.  За 11 месяцев года в страны Азиатско-Тихоокеанского региона было отправлено почти 662 тысячи тонн рыбы и морепродуктов.



рыба консервы.jpg


Лесная и деревообрабатывающая промышленность

Одна из старейших отраслей экономики Приморского края – лесная и деревообрабатывающая промышленность. Основные лесозаготовительные базы расположены в Тернейском, Пожарском, Анучинском, Чугуевском и Красноармейском районах.

В целях борьбы с незаконной вырубкой лесов с 1 июля 2017 года в крае работает система космомониторинга лесного фонда «Кедр», разработанная Всемирным фондом дикой природы. В круглосуточном режиме специалисты следят за данными в информационной системе, которая анализирует состояние лесного покрова за последние две недели и сообщает о выявленных пробелах. Это позволяет более эффективно бороться с «черными лесорубами».

В рамках проведения Года экологии высажено более 3,5 млн саженцев на площади более тысячи гектаров.

Горнодобывающая промышленность

Горнодобывающая промышленность представлена предприятиями цветной металлургии, горной химии, угледобывающей отрасли. В крае производится более 92% плавикового шпата России, 64% вольфрамовых концентратов, почти 100% борных продуктов, 73,6% свинца в концентрате и 8,4% свинца рафинированного, добывается 18,2% олова России.

Сырьевой базой цветной металлургии являются крупные месторождения полиметаллических руд, расположенные в северных районах края, и месторождение плавикового шпата в Хорольском районе. Цветная металлургия представлена ОАО «Дальполиметалл» (г. Дальнегорск), специализирующимся на добыче свинцово-цинковых руд, выплавке свинца, висмута и серебра; ОАО «Приморский ГОК» (пос. Восток Красноармейского района) и ОАО «Лермонтовская горнорудная компания», занимающимися добычей и переработкой вольфрамовых руд; АО «Русская горнорудная компания» (Ярославский ГОК), осваивающей месторождения плавикового шпата.

Горнохимическая промышленность представлена АО «Бор» (г. Дальнегорск) – единственным производителем боропродуктов в России. «Бор» выпускает борную и серную кислоты, борат кальция.

Угольная промышленность - одна из старейших в крае. Ресурсной базой являются месторождения угля в основном в южной части Приморского края, крупнейшими из которых считаются Бикинское и Павловское.

Машиностроение и металлообработка

Машиностроение и металлообработка – важные отрасли промышленного комплекса Приморского края. Основной специализацией являются: судоремонт и судостроение, машино- и приборостроение, авиастроение. На предприятиях отрасли осуществляется ремонт морских судов, производятся самолеты и вертолеты, навигационные приборы.

вертолет прогресс.jpg

Так, Арсеньевская авиационная компания «Прогресс» – одно из крупнейших предприятий аэрокосмической промышленности России, входящее в холдинг АО «Вертолеты России», выпускает одну из самых совершенных боевых машин в своем классе – разведывательно-ударные вертолеты Ка-52 «Аллигатор», которые поставляются ВВС России.

Об итогах работы судостроительной отрасли в 2020 году читайте ЗДЕСЬ.

Топливно-энергетический комплекс

Электроэнергетика, занимающая в структуре промышленного производства Приморья более 1/3, является важнейшим элементом производственной инфраструктуры. Линии электропередачи южной, наиболее населённой части Дальнего Востока, объединены в энергосистему, которая имеет единый режим работы.

Крупнейшими потребителями электроэнергии являются промышленность и жилищно-коммунальное хозяйство.


Пищевая промышленность

Пищевая промышленность представляет крупный комплекс из 13 отраслей, в состав которых входят более 350 предприятий. В структуре промышленного производства доля пищевой промышленности составляет 38,4%, в том числе на перерабатывающие отрасли приходится около 15%.

Приморье лидирует в ДФО по ситуации на рынках товаров и услуг, обороту розничной торговли.

Сельское хозяйство

Сельскохозяйственное производство ведётся по всей территории Приморского края, но основные объёмы сконцентрированы в южной и юго-западных зонах. Климатические условия благоприятны для возделывания практически всех культур, включая теплолюбивые (рис, бахчевые, баклажаны, перец).

Валовая продукция сельского хозяйства Приморского края стабильно составляет около 1% валовой продукции сельского хозяйства Российской Федерации. Основную долю в краевой продукции растениеводства занимают соя, кукуруза, картофель и овощи, в животноводстве - выращивание скота и птицы, производство молока.
В 2020 году увеличилась урожайность сои: с 250 тысяч гектаров аграрии собрали 372 тысячи тонн зерна, 15 центнеров с гектара. Это на два центнера выше уровня прошлого года.
В Приморье содержится более 30 тысяч коров. Объем производства молока в сельхозорганизациях Приморья по итогам 2020 года увеличилось на 3,7% и составляет 41,5 тысячи тонн, общий объем по краю – 122,3 тысячи тонн. В среднем одна корова дает 6,8 тонны молока в год – это самый высокий показатель на Дальнем Востоке.
С января по октябрь 2020 года всеми категориями хозяйств произведено более 6,2 тысячи тонн курицы – 270% к уровню прошлого года. Из этого объема 5,9 тысячи тонн курицы выпущено на предприятии “АгроПтица“ в Артеме.
Важным направлением в развитии сельского хозяйства Приморья является поддержка фермерских хозяйств. На создание семейных ферм можно получить господдержку до 30 миллионов рублей, для начинающих фермеров она составляет до 5 миллионов рублей. Также предусмотрены гранты «Агростартап» – до 3 миллионов рублей на создание крестьянско-фермерских хозяйств. В 2020 году поддержка была оказана 16 начинающим фермерам, выдано восемь грантов на строительство семейных ферм и 10 грантов на создание хозяйств в области растениеводства и животноводства.
Государственная поддержка отрасли в 2021 году составит более 2,7 миллиарда рублей с последующим увеличением до 3,8 миллиарда.

Внешнеторговый оборот

Уникальное географическое положение Приморья предопределяет особую роль края в реализации стратегических и экономических интересов России в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Китай, Корея и Япония являются основными торговыми партнёрами Приморского края, на долю которых ежегодно приходится более 80% внешнеторгового оборота Приморья.

Также среди партнеров – Египет и страны СНГ: Армения, Азербайджан, Беларусь, Казахстан, Республика Молдова, Киргизия, Таджикистан, Узбекистан и Украина.

Развитие предпринимательства

Приморский край является лидером на Дальнем Востоке по основным показателям развития малого и среднего предпринимательства. На Приморье приходится 44% оборота малых предприятий ДФО. В сфере малого и среднего предпринимательства работают более 263 тысяч человек – это 26,7% населения, занятого в экономике края.

Оборот малых и средних предприятий составляет более 950 миллиардов рублей или 63,2% общего оборота всех организаций Приморья.

В целях снижения налогового бремени по инициативе Администрации края был принят региональный закон, предусматривающий снижение в два раза ставок по налогу по упрощенной системе налогообложения для впервые зарегистрированных предпринимателей.

Принят региональный проект «Расширение доступа субъектов МСП к финансовым ресурсам, в том числе льготному финансированию». Действует программа выращивания поставщиков для крупных заказчиков, таких как Интер-РАО, РЖД, ДЭК, Ростелеком, Примавтодор, ДЦСС «Звезда» и др.

На конец 2020 года в Приморье насчитывалось 85 тысяч бизнесменов, которые в 2020 году трудоустроили 276 тысяч человек.

За год появилось 8,7 тысяч новых предприятий и официально зарегистрировались более 8 тысяч самозанятых. Для 33,8 тысяч предпринимателей, которые работают в пострадавших от эпидемии отраслях экономики, снизили ставки по налогам. 

В региональном центре “Мой бизнес” более 3,8 тысяч предпринимателей и самозанятых края получили комплексную и индивидуальную поддержку. Фонд развития Приморского края выдал свыше 280 займов, а региональный гарантийный фонд, приходя на помощь бизнесу, предоставил поручительств на 1,5 миллиарда рублей.