Инвестиционные возможности Приморского края




По итогам 2018 года объем инвестиций в основной капитал в Приморском крае, по предварительным оценкам, составил 131,86 миллиарда рублей. Это на 5% выше показателя прошлого года.

Наибольший рост вложений в новое строительство, реконструкцию и модернизацию основных фондов зафиксирован по направлениям: транспортно-логистический комплекс (транспортировка и хранение всех видов продукции) – 27%, обрабатывающие производства – 17%, ресурсоснабжающие предприятия – 14%, сельское хозяйство и рыболовство – 11%, социальная сфера и сфера военной безопасности – 8%.

При этом 77% от общего объема инвестиций – вложения как новых, так и действующих крупных и средних компаний, большая часть из которых являются резидентами территорий опережающего развития и Свободного порта Владивосток. 

По данным АО «Корпорация развития Дальнего Востока», в Приморье на 1 января 2019 года зарегистрировано 924 резидента СПВ с проектами на сумму 492,5 миллиарда рублей и планами создать 56 457 рабочих мест, в ТОР – 75 резидентов с проектами на сумму 967,7 миллиарда рублей и планами создать 25 936 рабочих мест. За 2018 год резиденты уже запустили в работу 57 новых предприятий, вложив 6,4 миллиарда рублей и создав 2 288 рабочих мест. Это положительная динамика – в 2017 году резиденты реализовали 31 инвестиционный проект.

Из иностранных партнеров активнее всех в экономику края вкладываются представители тройки ключевых партнеров региона: Китайской Народной Республики, Японии и Республики Корея.

Основными современными механизмами экономической модели развития Приморского края являются территории опережающего социально-экономического развития (ТОР), Свободный порт Владивосток (СПВ). По оценкам экспертов, в совокупности эти уникальные механизмы за 10 лет могут увеличить ВРП края в 2,5 раза.

Инвестиционные проекты, реализуемые в Приморье


Приоритетными направлениями для привлечения инвестиций рассматриваются сельское хозяйство и рыбоводство, производство пищевых продуктов, гостиничный бизнес, нефтегазохимия, машиностроение, логистические услуги, а также традиционные сектора экономики.

Значительные инвестиционные вложения в Приморский край осуществляют Китай, Республика Корея и Япония.

В Приморском крае уже реализованы масштабные и значимые инфраструктурные проекты, которые обеспечили ряд социально-экономических конкурентных преимуществ - транспортная инфраструктура, нефтепровод, спецморнефтепорт «Козьмино». В регионе работают такие крупные российские и иностранные компании, как Роснефть, Транснефть, Газпром, «Соллерс», SIEMENS (Германия), КОТРА (Республика Корея), Lotte Confectionary Co LTD (Республика Корея), KOMATSU CORPORATION (Япония), SKF (Швеция), Nycomed Pharma (Норвегия), Роллс-Ройс Марин Корея Лимитед (Республика Корея), Эрнст энд Янг (Великобритания).

На территории всего края для крупных инвестиционных проектов предусмотрены налоговые льготы. Для проектов, которые реализованы на территории Приморья с 2015 года с суммой капитальных вложений не менее 50 млн рублей за 3 года или 500 млн. рублей за 5 лет, предусмотрены сниженные процентные ставки. Первые пять лет ставки по налогу на прибыль и имущество составляют 0%. В последующие пять лет – 10% и 0,5% соответственно.

Ведется системная работа по созданию благоприятного бизнес-климата в регионе. В рамках программы «Повышение инвестиционной привлекательности Приморского края в формате внедрения лучших практик Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации» сформированы «дорожные карты» проектов по основным направлениям Национального рейтинга: «Предпринимательство и инвестиции», «Строительство», «Энергетика», «Земельные ресурсы и недвижимость», «Трудовые ресурсы и образование», «Транспорт», «IT инфраструктура».

Мониторинг реализации проектов Программы осуществляет функциональный проектный офис на базе специализированной организация по привлечению инвестиций и работе с инвесторами – «Инвестиционное Агентство Приморского края».

Функциональный проектный офис обеспечивает координацию между командами проектов и экспертами, взаимодействует с экспертным сообществом при разработке проектных документов, участвует в информационном сопровождении проводимой работы.

Основными механизмами экономической модели развития Приморского края являются территории опережающего социально-экономического развития и Свободный порт Владивосток.

Статус резидента Свободного порта Владивосток получили 1 220 предприятий Приморья, в рамках этого режима создано почти 9 тысяч рабочих мест, из них 29% высокопроизводительных. Статус ТОР в Приморье получили уже 86 компаний. Введено в эксплуатацию 10 проектов с общим объемом инвестиций 9,2 миллиарда рублей.

Свободный порт Владивосток (СПВ)

АПК и парусник.jpg

Владивостокский городской округ — самый популярный муниципалитет у резидентов Свободного порта. 


К свободному порту Владивосток относятся следующие муниципальные районы:

В Приморском крае:
Артемовский городской округ, Владивостокский городской округ, городской округ Большой Камень, Находкинский городской округ, Партизанский городской округ, городской округ Спасск-Дальний, Уссурийский городской округ, Надеждинский муниципальный район, Шкотовский муниципальный район, Октябрьский муниципальный район, Ольгинский муниципальный район, Партизанский муниципальный район, Пограничный муниципальный район, Хасанский муниципальный район, Лазовский муниципальный район, Ханкайский муниципальный район.

В Хабаровском крае — Ванинский муниципальный район, Советско-Гаванский район.
В Сахалинской области — Корсаковский городской округ и Углегорский район.
В Камчатском крае — городской округ Петропавловск-Камчатский.
В Чукотском автономном округе — городской округ Певек.

С проектами резидентов СПВ можно познакомиться здесь.



Территории опережающего развития (ТОР)

В Приморье создано четыре территории опережающего развития: «Надеждинская», «Михайловский», «Большой Камень», «Нефтехимический». Каждая из них имеет свою специализацию, которая важна не только с точки зрения текущего развития, но и с точки зрения создания «новой экономики» региона.

Общий объем инвестиций по соглашениям с резидентами территорий опережающего развития составляет почти триллион рублей.

ТОР «Надеждинская» действует на территории Надеждинского муниципального района Приморского края. Специализация: транспорт, логистика, легкая и пищевая промышленность, сборочные производства и переработка минерального сырья.

Для резидентов ТОР постановлением Правительства Российской Федерации установлены требования к минимальному объему капитальных вложений. Для ТОР «Надеждинская» – 500 тысяч рублей.

В целом, территория площадки позволит разместить не менее 30 резидентов.

ТОР «Михайловский» действует на территории Михайловского, Спасского и Черниговского муниципальных районов. Минимальный объем капитальных вложений – 500 тысяч рублей.

Якорные инвесторы – ООО «РусАгро-Приморье», ООО «Мерси трейд», ООО «ХорольАгрохолдинг», ООО «Приморский бекон».

Специализация ТОР «Большой Камень» - судостроение и судоремонт, производство, ремонт и монтаж машин и оборудования; производство бумаги и бумажных изделий, химических веществ и химических продуктов; компьютеров, электронных и оптических изделий, электрического оборудования и другие.

Якорным инвестором ТОР «Большой Камень» является судостроительный комплекс «Звезда», который в рамках ТОР будет выпускать суда водоизмещением до 350 тысяч тонн, элементы морских платформ, суда ледового класса, специальные суда и другие виды морской техники. Сумма заявленных инвестиций – 92,902 млрд рублей. Завершить все этапы строительства планируется в 2024 году.

Якорным резидентом ТОР «Нефтехимический» выступает компания ПАО «НК «Роснефть» с инвестиционным проектом по строительству комплекса нефтеперерабатывающих и нефтехимических производств.

Основной специализацией проекта станет производство полиэтилена, полипропилена, бутадиена, дизельного топлива, бензина и авиакеросина, что позволит ликвидировать дефицит моторных топлив и создать нефтехимический кластер в ДФО, а также обеспечить устойчивую позицию в АТР.

Планируемая площадка строительства комплекса расположена на территории Партизанского муниципального района Приморского края южнее п. Новолитовск в 4 км от г. Находка, в районе пади Елизарова.

Общий объем инвестиций в реализацию проекта составит порядка 796 млрд руб., в том числе: частных инвестиций – 659 млрд руб., за счет средств бюджетного финансирования – 137,76 млрд руб.

Международные транспортные коридоры (МТК)

Закон «О свободном порте Владивосток» значительно повысил привлекательность приморских транспортных коридоров «Приморье-1» и «Приморье-2», соединяющих северо-восточные провинции Китая с портами юга Приморского края.

Международные транспортные коридоры «Приморье-1» и «Приморье-2» являются частью Шелкового пути и концепции «Один пояс – один путь». Это важнейший проект реализации транзитного потенциала Дальнего Востока. Потенциальный объем их грузовой базы оценивается в размере около 45 млн тонн в год.

В 2016-2017 годах с российской стороны принят целый ряд практических решений по созданию привлекательных условий транзита грузов по МТК: введен круглосуточный режим работы пунктов пропуска, упрощены процедуры и сокращены сроки таможенного контроля, местом его проведения определены морские порты, а не сухопутная граница.

Всего за первое полугодие 2017 года автомобильным и железнодорожным транспортом по МТК «Приморье-1» и «Приморье-2» перевезли почти 64 тысячи тонн товаров.

Дальнейшее развитие проектов МТК может осуществляться по двум моделям: с использованием механизма государственно-частного партнерства (ГЧП) и по пути кредитования.

В рамках развития международного транспортного коридора «Приморье-1» ведется строительство автотрассы Владивосток – Находка – порт Восточный.

По направлению Харбин – Суйфэньхэ – Гродеково – Владивосток – Порт Восточный – Находка в Приморье идет строительство новой автодороги Владивосток – Находка – Порт Восточный, а также реконструкция трассы Уссурийск – Пограничный – Госграница. В 2018 году этот участок будет сдан в эксплуатацию и позволит значительно ускорить движение транспорта от границы до Уссурийска.

Реализация этого проекта принесет большой экономический и социальный эффект Приморью – новая трасса позволит обеспечить быструю доставку грузов. Расчетная интенсивность движения на дороге Владивосток-Находка-Порт Восточный к 2033 году может составить 30 тысяч автомобилей в сутки. Дорога пройдет в обход нескольких населенных пунктов, что снизит транспортную нагрузку в них, повысит безопасность пешеходов, а также положительным образом скажется на экологической ситуации на территориях.

Международный транспортный коридор «Приморье-2» по маршруту – Чанчунь – Цзилинь – Хуньчунь – Краскино - порты Зарубино/Посьет - далее морские линии – является сегментом Туманганского коридора. Движение грузов по нему осуществляется в полном объеме. Между тем, край продолжает поиск инвесторов, прежде всего из КНР, для строительства новой дороги.