Инвестиционные возможности Приморского края




Комиссия Общественного совета при Минвостокразвития России по поддержке инвестиционных проектов

В Приморском крае внедрен Стандарт органов исполнительной власти по формированию благоприятного инвестиционного климата, внедряются целевые модели упрощения процедур ведения бизнеса и повышения инвестиционной привлекательности.

Основными современными механизмами экономической модели развития Приморского края являются территории опережающего социально-экономического развития (ТОР), Свободный порт Владивосток (СПВ). По оценкам экспертов, в совокупности эти уникальные механизмы за 10 лет могут увеличить ВРП края в 2,5 раза.

Инвестиционные проекты, реализуемые в Приморье



Приоритетными направлениями для привлечения инвестиций рассматриваются сельское хозяйство и рыбоводство, производство пищевых продуктов, гостиничный бизнес, нефтегазохимия, машиностроение, логистические услуги, а также традиционные сектора экономики.

Значительные инвестиционные вложения в Приморский край осуществляют Китай, Республика Корея и Япония.

В Приморском крае уже реализованы масштабные и значимые инфраструктурные проекты, которые обеспечили ряд социально-экономических конкурентных преимуществ - транспортная инфраструктура, нефтепровод, спецморнефтепорт «Козьмино». В регионе работают такие крупные российские и иностранные компании, как Роснефть, Транснефть, Газпром, «Соллерс», SIEMENS (Германия), КОТРА (Республика Корея), Lotte Confectionary Co LTD (Республика Корея), KOMATSU CORPORATION (Япония), SKF (Швеция), Nycomed Pharma (Норвегия), Роллс-Ройс Марин Корея Лимитед (Республика Корея), Эрнст энд Янг (Великобритания).

На территории всего края для крупных инвестиционных проектов предусмотрены налоговые льготы. Для проектов, которые реализованы на территории Приморья с 2015 года с суммой капитальных вложений не менее 50 млн рублей за 3 года или 500 млн. рублей за 5 лет, предусмотрены сниженные процентные ставки. Первые пять лет ставки по налогу на прибыль и имущество составляют 0%. В последующие пять лет – 10% и 0,5% соответственно.

Ведется системная работа по созданию благоприятного бизнес-климата в регионе. В рамках программы «Повышение инвестиционной привлекательности Приморского края в формате внедрения лучших практик Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации» сформированы «дорожные карты» проектов по основным направлениям Национального рейтинга: «Предпринимательство и инвестиции», «Строительство», «Энергетика», «Земельные ресурсы и недвижимость», «Трудовые ресурсы и образование», «Транспорт», «IT инфраструктура».

Мониторинг реализации проектов Программы осуществляет функциональный проектный офис на базе специализированной организация по привлечению инвестиций и работе с инвесторами – «Инвестиционное Агентство Приморского края».

Функциональный проектный офис обеспечивает координацию между командами проектов и экспертами, взаимодействует с экспертным сообществом при разработке проектных документов, участвует в информационном сопровождении проводимой работы.

Основные инвестиционные проекты, которые вносят значительный вклад в экономику края, и дают развитие всей социальной инфраструктуре, создают точки роста:

1. Строительство Находкинского завода минеральных удобрений, 201 млрд рублей.

2. Создание судостроительного комплекса «Звезда» в городском округе Большой Камень, 203 млрд рублей.

3. Создание интегрированной развлекательной курортной зоны «Приморье» в Артемовском городском округе, 56 млрд рублей.

4. Строительство угольного терминала грузооборотом 20 млн тонн в год – Порт «Вера», 39 млрд рублей.

Для привлечения инвесторов в 2020 году сформирован и размещен на Инвестиционном портале Приморского края реестр инвестиционных площадок, состоящий из 273 земельных участков и зданий.

Созданы условия для привлечения частных инвестиций для реализации проектов с применением механизмов ГЧП и концессии.

В Приморском крае заключены 3 таких региональных соглашения: 1) реконструкция централизованных систем горячего водоснабжения в «ЗАТО город Фокино» на сумму 2 млрд рублей, из них 1,7 млрд рублей частные инвестиции. В результате будет реконструировано порядка 230 объектов тепловых сетей;

2) реконструкция гидротехнического сооружения: Причал No 36 на сумму частных инвестиций 20 млн рублей. Реконструкции подлежит набережная общей длиной 355 метров, а также 4 пирса, что обеспечит временную стоянку для гостевых яхт, постановку судов на якорь или к причальным сооружениям;

3) перевод на новый цифровой уровень ряда сервисов: умных пешеходных переходов, школьного питания, контроля обращений с отходами, туристических информационных киосков, уроков краеведения и иных сервисов.

Также в 2020 году в Приморском крае заключено муниципальное концессионное соглашений по реконструкции объектов теплоснабжения в п. Новый Надеждинского района на сумму 499 млн рублей, из которых 312 млн рублей - частные инвестиции.


Основными механизмами экономической модели развития Приморского края являются территории опережающего социально-экономического развития и Свободный порт Владивосток.


Свободный порт Владивосток (СПВ)

АПК и парусник.jpg

Владивостокский городской округ — самый популярный муниципалитет у резидентов Свободного порта. 


К свободному порту Владивосток относятся следующие муниципальные районы:

В Приморском крае:
Артемовский городской округ, Владивостокский городской округ, городской округ Большой Камень, Находкинский городской округ, Партизанский городской округ, городской округ Спасск-Дальний, Уссурийский городской округ, Надеждинский муниципальный район, Шкотовский муниципальный район, Октябрьский муниципальный район, Ольгинский муниципальный район, Партизанский муниципальный район, Пограничный муниципальный район, Хасанский муниципальный район, Лазовский муниципальный район, Ханкайский муниципальный район.

В Хабаровском крае — Ванинский муниципальный район, Советско-Гаванский район.
В Сахалинской области — Корсаковский городской округ и Углегорский район.
В Камчатском крае — городской округ Петропавловск-Камчатский.
В Чукотском автономном округе — городской округ Певек.

С проектами резидентов СПВ можно познакомиться здесь.



Территории опережающего развития (ТОР)

В Приморье создано четыре территории опережающего развития: «Надеждинская», «Михайловский», «Большой Камень», «Нефтехимический». Каждая из них имеет свою специализацию, которая важна не только с точки зрения текущего развития, но и с точки зрения создания «новой экономики» региона.

Общий объем инвестиций по соглашениям с резидентами территорий опережающего развития составляет почти триллион рублей.

ТОР «Надеждинская» действует на территории Надеждинского муниципального района Приморского края. Специализация: транспорт, логистика, легкая и пищевая промышленность, сборочные производства и переработка минерального сырья.

Для резидентов ТОР постановлением Правительства Российской Федерации установлены требования к минимальному объему капитальных вложений. Для ТОР «Надеждинская» – 500 тысяч рублей.

В целом, территория площадки позволит разместить не менее 30 резидентов.

ТОР «Михайловский» действует на территории Михайловского, Спасского и Черниговского муниципальных районов. Минимальный объем капитальных вложений – 500 тысяч рублей.

Якорные инвесторы – ООО «РусАгро-Приморье», ООО «Мерси трейд», ООО «ХорольАгрохолдинг», ООО «Приморский бекон».

Специализация ТОР «Большой Камень» - судостроение и судоремонт, производство, ремонт и монтаж машин и оборудования; производство бумаги и бумажных изделий, химических веществ и химических продуктов; компьютеров, электронных и оптических изделий, электрического оборудования и другие.

Якорным инвестором ТОР «Большой Камень» является судостроительный комплекс «Звезда», который в рамках ТОР будет выпускать суда водоизмещением до 350 тысяч тонн, элементы морских платформ, суда ледового класса, специальные суда и другие виды морской техники. Сумма заявленных инвестиций – 92,902 млрд рублей. Завершить все этапы строительства планируется в 2024 году.

Якорным резидентом ТОР «Нефтехимический» выступает компания ПАО «НК «Роснефть» с инвестиционным проектом по строительству комплекса нефтеперерабатывающих и нефтехимических производств.

Основной специализацией проекта станет производство полиэтилена, полипропилена, бутадиена, дизельного топлива, бензина и авиакеросина, что позволит ликвидировать дефицит моторных топлив и создать нефтехимический кластер в ДФО, а также обеспечить устойчивую позицию в АТР.

Планируемая площадка строительства комплекса расположена на территории Партизанского муниципального района Приморского края южнее п. Новолитовск в 4 км от г. Находка, в районе пади Елизарова.

Общий объем инвестиций в реализацию проекта составит порядка 796 млрд руб., в том числе: частных инвестиций – 659 млрд руб., за счет средств бюджетного финансирования – 137,76 млрд руб.

Если говорить об эффективности преференциальных режимов: в ТОР осуществлено инвестиций на сумму 199 млрд рублей (по состоянию на 09.04.2021). Создано более 12 тысяч рабочих мест. По состоянию на 09.04.2021 года статус резидента ТОР получили 115 компаний края.

На территориях ТОР «Большой Камень», ТОР «Надеждинская», ТОР «Михайловский» введено в эксплуатацию в целом 20 проектов.

За счет краевых средств Правительством Приморского края:

- созданы 3 объекта коммунальной и дорожной инфраструктуры ТОР «Надеждинская»,

- создано 5 объектов коммунальной и дорожной инфраструктуры ТОР «Михайловский».

Благодаря совместной работе Правительства Приморского края, депутатов и бизнеса в направлении поддержки малого и среднего бизнеса из наиболее пострадавших отраслей, принят ряд мер для преодоления последствий новой коронавирусной инфекции: снижены ставки по региональным налогам, приостановлено проведение проверок контрольно-надзорными органами, введена отсрочка платежей за арендуемые государственные и муниципальные помещения, введены льготные условия получения микрозаймов и поручительств для субъектов малого и среднего предпринимательства.

Принятые меры позволили сохранить деятельность многих организаций.

Налоговые преференции получили более 31 тысячи налогоплательщиков по упрощенной системе налогообложения и налогу на имущество организаций, а также почти 3 тысячи предпринимателей, применяющих патентную систему налогообложения.

Международные транспортные коридоры (МТК)

Закон «О свободном порте Владивосток» значительно повысил привлекательность приморских транспортных коридоров «Приморье-1» и «Приморье-2», соединяющих северо-восточные провинции Китая с портами юга Приморского края.

Международные транспортные коридоры «Приморье-1» и «Приморье-2» являются частью Шелкового пути и концепции «Один пояс – один путь». Это важнейший проект реализации транзитного потенциала Дальнего Востока. Потенциальный объем их грузовой базы оценивается в размере около 45 млн тонн в год.

В рамках развития международного транспортного коридора «Приморье-1» ведется строительство автотрассы Владивосток – Находка – порт Восточный.

По направлению Харбин – Суйфэньхэ – Гродеково – Владивосток – Порт Восточный – Находка в Приморье идет строительство новой автодороги Владивосток – Находка – Порт Восточный, а также реконструкция трассы Уссурийск – Пограничный – Госграница. В 2018 году этот участок будет сдан в эксплуатацию и позволит значительно ускорить движение транспорта от границы до Уссурийска.

Реализация этого проекта принесет большой экономический и социальный эффект Приморью – новая трасса позволит обеспечить быструю доставку грузов. Расчетная интенсивность движения на дороге Владивосток-Находка-Порт Восточный к 2033 году может составить 30 тысяч автомобилей в сутки. Дорога пройдет в обход нескольких населенных пунктов, что снизит транспортную нагрузку в них, повысит безопасность пешеходов, а также положительным образом скажется на экологической ситуации на территориях.

Международный транспортный коридор «Приморье-2» по маршруту – Чанчунь – Цзилинь – Хуньчунь – Краскино - порты Зарубино/Посьет - далее морские линии – является сегментом Туманганского коридора. Движение грузов по нему осуществляется в полном объеме. Между тем, край продолжает поиск инвесторов, прежде всего из КНР, для строительства новой дороги.