Бюджет Приморского края – для его жителей. ИТОГИ 2021

Бюджет Приморского края – для его жителей. ИТОГИ 2021
3 января 2022 12:00

Главный советник при формировании бюджета Приморья – это жители края. Как регион ведет бюджетную политику, чтобы в ее центре всегда оставался человек с его интересами и нуждами, журналу «Бюджет» рассказала председатель Правительства Приморского края – первый вице-губернатор Вера Щербина.

– Вера Георгиевна, как в Приморье выстроена работа по обеспечению открытости бюджета, могут ли граждане принимать участие в формировании главного финансового документа края?

Хочу начать с того, что с приходом новой команды, под руководством Губернатора края Олега Кожемяко, в Приморье значительно изменился подход к распределению бюджетных средств. Мы привлекаем жителей, общественность для совместного проектирования главного финансового документа края – закона о бюджете.

Успешной формой получения обратной связи от жителей и вовлечения их в бюджетный процесс, которая позволяет им участвовать в принятии решений по распределению средств «краевой казны», стали общественные обсуждения проекта бюджета.

Например, в этом году работа по подготовке и проведению слушаний велась на протяжении нескольких недель. С гордостью могу сказать, что мы – единственный регион в России, который так масштабно советуется с жителями в вопросах бюджетной политики уже два года. Представители общественных объединений, экспертных сообществ и все заинтересованные приморцы смогли задать свои вопросы Губернатору края, профильным министерствам и ведомствам.

Для нас очень важно, чтобы подобный процесс проходил максимально открыто и доступно для широкой общественности. Всего на площадке Правительства Приморского края в 2021 году прошло семь общественных слушаний. Были охвачены темы здравоохранения, дорог, сельского хозяйства и рыбной промышленности, социальной политики, культуры и спорта, ЖКХ и энергетики, образования и занятости.  Рассматривали проект бюджета в дистанционно-очном формате. Всего в обсуждении 2021 года приняли участие более 45 тысяч приморцев, было озвучено около 550 вопросов.

– Можете ли назвать какие-то конкретные направления, на которые по пожеланиям граждан удалось предусмотреть средства на 2022 год?

Конечно, и таких примеров много. Только в этом году, благодаря пожеланиям граждан, которые они высказали на общественных обсуждениях бюджета в 2021 году, в главном финансовом документе предусмотрено свыше 6 миллиардов рублей. Это более 5% от собственных доходов бюджета.

По предложениям участников общественных обсуждений дополнительные средства направят на ремонт проблемных участков дорог, создание приютов для бездомных животных, ремонты объектов здравоохранения и культуры и другие направления.

Еще одна сфера, на которую по итогам общественных обсуждений предусмотрели колоссальный объем финансирования, – ЖКХ. Только на благоустройство территорий региона планируется дополнительно направить почти 3 миллиарда рублей. В этом направлении нас активно поддерживают Правительство России, полномочный представитель Президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе Юрий Петрович Трутнев. Уверена, что не заметить изменения в городах и селах с таким объемом финансирования будет просто невозможно.

Важным вопросом, который также подняли участники общественных обсуждений проекта бюджета, стало увеличение заработной платы низкооплачиваемых сотрудников бюджетной сферы.

 Мы серьезно занимаемся «Указными» категориями – это врачи, учителя, соцработники. Однако есть категории, на которые давно следовало обратить внимание с точки зрения оплаты труда. Эти категории работников смогут претендовать на значительное повышение оплаты труда. Например, те, у кого зарплата была 31 тысяча рублей, будут получать почти 49 тысяч, у кого 26 тысяч – 38 тысяч рублей. И так далее. Это существенная надбавка. Будем делать это поэтапно, поскольку сейчас нет таких средств, чтобы запустить все меры сразу. Так с 1 января повысится оплата труда работников отрасли лесного хозяйства, ветеринарии, а также ГО и ЧС. В 2022 году примем подобные меры и в отношении низкооплачиваемых работников образования, здравоохранения, соцполитики.

– Как еще жители могут влиять на расходную часть краевого бюджета?

– Общественные обсуждения – это только малая часть нашей работы по обеспечению открытости бюджета и вовлечению граждан в процесс его формирования. Высказать свое мнение о том, как необходимо расходовать средства, жители могут и с помощью конкурсов в рамках механизма инициативного бюджетирования.

«Пилотом» этого механизма в Приморье стал проект «Народный бюджет» в 2020 году. На него предусмотрели 300 миллионов рублей. В четырех крупных городах края (Владивосток, Артем, Уссурийск и Находка) жители сами выбирали проекты, направленные на преображение территорий – по созданию «теплого контура» школ, благоустройству дворов и общественных пространств.

Полученный позитивный отклик от «Народного бюджета» стал поводом тираживать практику инициативного бюджетирования на все территории края и запустить конкурс «Твой проект». Его суть заключается в том, что подать свою идею по преображению окружающего пространства могут жители Приморья от 14 лет. Далее открывается народное голосование  – лучшие инициативы получают краевое финансирование. Состоялись уже два сезона конкурса. По их итогам было отобрано по 87 проектов.

Еще один способ учета мнения жителей при формировании перечня объектов для реконструкции или строительства, а также расходования средств, в том числе в рамках национальных проектов, – тематические опросы общественного мнения. Власти Приморья ежегодно проводят несколько десятков исследований на различные темы, касающиеся социальной политики. Полученные данные ложатся в основу корректировок краевых программ.

Получение обратной связи от населения – это необходимое условие при реализации национальных проектов. Нам важно знать, как люди оценивают работу органов власти. Ведь все, что делается в Приморье, направлено на улучшение качества их жизни.

В числе наиболее показательных – опросы министерства здравоохранения, спорта, социальной политики, агентства проектного управления. Так, данные опроса в рамках регионального проекта «Спорт – норма жизни» национального проекта «Демография» помогут сделать более качественной работу спортивных сооружений, их оснащение, запланировать строительство новых и реконструкцию имеющихся объектов.

Минздрав оценивал степень доступности медпомощи в крае по нацпроекту «Здравоохранение». На основе полученной обратной связи будет скорректирована программа модернизации первичного звена именно в тех муниципалитетах, на которые обратили особое внимание жители.

Важно отметить, что по каждому из опросов среднее число респондентов достигает 10 тысяч человек, а охваты просмотров в разы больше. То есть помимо получения обратной связи мы еще реализуем и задачу информирования граждан о проводимой работе.

– Получается, что жители вашего региона могут на этапе проектирования бюджета высказывать свои пожелания. А могут ли они как-то отследить выполнение своих «наказов»?

– Безусловно. Искренне считаю, что в системе «открытого бюджета» необходимо не только учитывать мнение жителей при расходовании средств, но и привлекать их к контролю за освоением бюджета, прислушиваться к пожеланиям людей при реализации инициатив.

Для этого в 2019 году в Приморье был создан институт общественных наблюдателей. Сейчас в крае трудятся 228 общественных наблюдателей, в том числе во Владивостоке 43 человека, Уссурийске – 13 человек, Находке – 10 человек и в других муниципальных районах, городских и муниципальных округах. Они следят за ремонтом спортивных залов в сельских школах, благоустройством общественных пространств, реконструкцией дорог, строительством детских садов, спортивных площадок и других объектов. Своими наблюдениями общественники еженедельно делятся с представителями местной и региональной власти, включая Губернатора. Такая обратная связь позволяет устранить недочеты в работе подрядчиков, сделать возводимые объекты такими, какими их хотели видеть люди.

За время реализации инициативы от общественных наблюдателей поступило очень много предложений. В прошлом году, например, не было ни одного объекта, по которому бы не учли мнения и предложения общественных наблюдателей. Они очень помогают нам в работе по повышению эффективности мероприятий нацпроектов. Поэтому было принято решение также привлечь их к контролю за инвестиционной программой – это все стройки, которые сейчас есть в Приморье. Следят общественники и за реализацией инициатив победителей конкурса «Твой проект».

В 2021 году общественные наблюдатели следили за ходом создания почти 400 социально значимых объектов, совершили более тысячи выездов на объекты во всех муниципалитетах, заполнили более 2,5 тысяч чек-листов обратной связи. В результате 48% объектов национальных проектов улучшены благодаря их предложениям.

Например, была проведена дополнительная замена полов в школе в селе Пантелеймоновка. В Арсеньеве подрядчики дополнительно построили тротуар в сквере «Гостиный» и благоустроили территорию вокруг сквера «Солнечные часы» и соседнего дома. В Уссурийске в центральном сквере убрали рекламу и доработали постамент «Голуби». В поселке Кировский дополнительно завезли землю для клумб.

Хочу отметить, что общественные наблюдатели из просто механизма контроля госорганов стали настоящими помощниками власти. Зачастую руководители ведомств советуется с ними на этапе проектирования и составления документации.

Один из таких опытов взаимодействия еще раз подтвердил актуальность наших намерений о запуске в 2021 году проектов социального воздействия. Поясню: когда мы спросили, что для граждан является эффективным расходованием бюджетных средств, многие говорили о необходимости оплаты работ «по факту». Так мы стали первым регионом страны, который запустил абсолютно новый механизм в социальной сфере: здравоохранении и соцзащите.

Проекты социального воздействия – это формат решения социальных проблем через привлечение бизнеса и некоммерческих организаций. Его отличительной особенностью является то, что государство платит только за решенную проблему или полученный социальный эффект. Такие проекты меняют принцип выполнения социальной функции государства.

Первоначально между государством и инвестором заключается соглашение, в рамках которого утверждаются конкретная измеримая проблема, способ ее решения, финансовая модель. Для оценки реализации проекта привлекается внешний независимый оценщик. Если внешняя оценка подтверждает получение запланированного эффекта, то государства компенсирует инвестору затраты и оговоренную прибыль. То есть государство платит за результат.

Оба проекта реализуются в 10 северных, удаленных, муниципалитетах совместно с АО «Почта России» при поддержке ВЭБ.РФ. Общая стоимость проектов – 48,1 миллиона рублей.

Первый проект в сфере здравоохранения направлен на привлечение людей к профосмотрам и диспансеризации, доставку лекарств и мониторинг состояния здоровья жителей. В результате 2,6 тысячи человек пройдут диспансеризацию, почти 5 тысяч приморцев будут получать лекарства на дому.

Второй проект посвящен социальной защите населения. Основная цель проекта – изменить подход к оформлению социальных контрактов от заявительного характера к выявительному. Результатом проекта является вывод из статуса малоимущих 270 семей с детьми с помощью социальных контрактов, выявление не менее 100 семей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Также будет организован мониторинг 12 тысяч семей с детьми. По статистике это самая социально рисковая категория.

С помощью почтальонов выявляются семьи с низким доходом, которым помогают оформить социальные контракты. Такие семьи получают субсидии на развития бизнеса либо проходят профессиональное обучение.

Реализация проектов в Приморье напрямую направлена на содействие достижению национальной цели «Сохранение населения, здоровье и благополучие людей», утвержденной Указом Президента Российской Федерации.

– Ведется ли в регионе работа по повышению финансовой грамотности?

Конечно. Еще одним из важных направлений открытости бюджета является повышение уровня финансовой грамотности населения. В сегодняшних условиях эта задача стала частью государственной политики устойчивого экономического развития страны. Ведь все самые обычные жизненные потребности и цели: обзавестись собственным жильем, обустроить быт, дать образование детям, напрямую зависят от финансов.

Для финансового просвещения и информирования населения Правительство Приморского края выпускает брошюру «Финансы Приморья», на страницах которой жители могут ознакомиться с материалами, посвященными финансовой грамотности, узнать о ходе реализации программы благоустройства «1000 дворов» и инициатив победителей конкурса «Твой проект». А также познакомиться с методами борьбы с мошенниками.

Красочное издание брошюры «Финансы Приморья» выпускается ежеквартально и распространяется в свободном доступе через региональные отделения МФЦ. Ознакомиться с ним можно и на тематическом портале.

Безусловно, все, о чем я сказала, вся перечисленная работа дает свои плоды – ее положительно оценивают не только жители региона, но и федеральные эксперты. Так, по результатам рейтинга субъектов Российской Федерации по уровню открытости бюджетных данных, составленного научно-исследовательским финансовым институтом Министерства финансов Российской Федерации (НИФИ) за 2020 год, Приморскому краю присвоена группа В: Высокий уровень открытости бюджетных данных.

Одновременно с этим в 2020 году регион дважды вошел в Библиотеку лучшей практики в качестве примера по созданию на уровне высшего исполнительного органа совета по обеспечению открытости бюджетных данных и контролю за эффективностью бюджетных расходов, а также за организацию работы совещательного органа, созданного для взаимодействия органов государственной власти Приморского края по вопросам обеспечения открытости бюджетных данных.

В 2021 году, по результатам промежуточной оценки, Приморский край находится в группе А: очень высокий уровень открытости бюджетных данных по результатам оценки первоначально утвержденного бюджета, годового отчета об исполнении бюджета, публичных сведений о деятельности государственных учреждений, а также по созданию условий для повышения открытости бюджетных данных в субъекте Российской Федерации.

Конечно, работа по открытости бюджета и высокие результаты в этой сфере невозможны без поддержки муниципальных образований. Для стимулирования территорий Приморья министерство финансов края с 2020 года ежегодно проводит мониторинг и составляет рейтинг по уровню открытости бюджетных данных муниципальных образований региона.

Например, по итогам мониторинга в 2020 году первую степень открытости бюджетных данных получили 17 муниципалитетов, вторую степень открытости бюджетных данных – 12 территорий, а третью – всего пять территорий.

Для нас важно, чтобы открытость бюджета для граждан не была просто отчетом, а позволяла приморцам принимать активное участие в распределении бюджетных средств и последующем их контроле.

 

Нашли ошибку? Выделите мышкой и нажмите Ctrl+Enter